Театральная критикаСоловей в бассейне, Дон Жуан в детективеСамым изысканным спектаклем фестиваля в Экс-ан-Провансе стал «Соловей» Робера Лепажа. А самым странным - «Дон Жуан» Дмитрия ЧерняковаВедомости / Четверг 29 июля 2010 Декоративный облик «Соловья» в постановке Робера Лепажа причудлив: маска и стилизация, гротеск и остранение, эстетизированный Китай — воспоминание об эффектной премьере «Русских сезонов» Дягилева (1914). Однако в отличие от замысла Дягилева и Бенуа, а также известной постановки Мейерхольда — Головина (1918) Лепаж не строит действие на разъединении ролей (поющие, танцующие и мимирующие персонажи). Режиссер находит музыкально-театральный синтез в древнем искусстве Востока: театр теней и марионеток, управляемых солистами, хором и специальной группой кукловодов. Особый шарм придает место действия — бассейн (70 000 литров воды в оркестровой яме вынудили музыкантов перебраться на сцену). Зеркальная поверхность пруда с одиноким деревом на берегу — совершенный образ китайской поэзии. Влага отражает таинственные переливы красок, изысканную пластику персонажей, роскошные уборы и костюмы. Погруженные в воду до пояса актеры поют, сливаясь с движениями марионеток-дублеров. Вместе со скользящими лодочками, играющими драконами и пугающим скелетом Смерти на ложе Императора они творят театральную условность. Ее лирическое преломление — образ Рыбака (Эдгарас Монтвидас): он созерцает и комментирует события. Сама динамика действа (кульминация — шествие придворных во главе с Императором) приобретает на воде утонченный и тревожный смысл: за фарфоровой «китайщиной» таится драма, тень символистского рока. Его присутствие в опере (образ Смерти) снимает прилет Соловья, песня которого — вершина действия. Единственный персонаж, парящий над водой, нашел идеальное воплощение в хрустальном голосе Ольги Перетятько. А на открытии был эффектно перелицованный «Дон Жуан»: режиссер Дмитрий Черняков и драматург Алексей Парин превратили оперу Моцарта в изощренный детектив. Сюжет — хроника событий, разделенных резко падающим занавесом с титрами. Из них следует: Дон Жуан (Бо Скофхус) — муж донны Эльвиры (Кристина Ополайс), кузины донны Анны (Марлис Петерсен), которая имеет дочь от первого брака Церлину (Керстин Авемо) и нового жениха Оттавио. Все происходит в респектабельном буржуазном интерьере дома (красивая сцена ручной выделки) главы семьи Командора (Анатолий Кочерга), у которого проживает родственник Лепорелло (Кайле Кетельсен). Заданная семья (не все связи прописаны ясно) — модель общества: богатый, влиятельный Командор, манипулятор Лепорелло, истеричка-нимфоманка Анна, гей Оттавио, комплексующая Эльвира, фраппирующий подросток Церлина, брутальный Мазетто — жених Церлины, выбранный в знак протеста (видимо, из прислуги дома). Они выдавливают невписывающегося Дон Жуана. Его серенада второго акта — пик отчаяния. Нонконформист с расстроенной психикой и растрепанным внешним видом — смесь персонажа вестерна и героя Марлона Брандо из «Последнего танго в Париже» Бертолуччи. Случайная стычка с Командором (падая, тот умирает от удара о книжный шкаф) дает толчок интриге, приводя к сердечному приступу и галлюцинациям: Дон Жуану несколько раз мерещится Командор. На самом деле идет травля под руководством Лепорелло (мотивы которого остаются туманными). Розыгрыш понятен, но режиссер педалирует его вторжениями в партитуру: утвердительное «да» Командора (приглашение Дон Жуана на ужин) передано Лепорелло, чей крик ужаса в финале в свою очередь переходит к Дон Жуану. Семья разваливается на ходу: катастрофа — лейтмотив постановки, первый акт которой смотрится с напряжением, а второй тормозится. Работа с актерами виртуозна. Жаль, что кинематографичность хроники прерывает дыхание музыки, а Фрайбургский барочный оркестр во главе с Луи Лангре не впечатляет. Странная семья — показательно странный спектакль. «Гений чувственности» не современен. Героев нет. Не нужно больше отвечать перед вечностью за вдохновение мига. Эпоха постмодерна отражена в представлении режиссера, играющего с автором и наблюдающего за ним. Матрица первоисточника лишь миф, повод для анализа ситуации человека в сегодняшнем мире. Серенада потерянного Дон Жуана необычна, но в памяти звучит прекрасная песня Соловья. Драматургия лидера Ансамбль классики («Дон Жуан» Моцарта, «Альцеста» Глюка), модерна («Соловей» Стравинского) и современного авангарда («Возвращение», премьера аргентинца Оскара Страсного) выводит Экс-ан-Прованс в фестивальные лидеры. |