Театральная критикаДети «Системы»Дирижер Густаво Дудамель и его Молодежный оркестр на гастролях в Москве пустятся в плясВедомости-Пятница / Четверг 10 июня 2010 Молодежный оркестр имени Симона Боливара из Венесуэлы и Густаво Дудамель — нынче самые модные на свете оркестр и дирижер. Они стали повальным увлечением мира последние три-четыре года и уже успели выступить везде, в том числе на фестивалях в Эдинбурге, на лондонских Proms и даже в Зальцбурге. Сам Дудамель в свои 29 лет продирижировал всеми лучшими коллективами и недавно получил должность главного дирижера Лос-Анджелеcского филармонического, входящего в топ-десятку оркестров всех стран и народов. У нас о Дудамеле пока не знают. То же самое было с Анной Нетребко, которая несколько лет блистала в том же Зальцбурге, пока ее слава не доплелась наконец до России. Кстати, Дудамель и его подопечные записываются на одном с Нетребко лейбле Deutsche Grammophon, в сфере филармонической музыки тоже считающимся первым в мире. Достижение венесуэльского дирижера и его команды состоит в том, что они омолодили в глазах остального света само явление классической музыки. Дряхлым меломанам доставляет неимоверное удовольствие видеть молодых музыкантов и их улыбчивого маэстро, упоенных любой музыкой, какую бы они ни играли, — будь то тяжеловесная симфония Шостаковича или бравурный танец «Мамбо» из «Вестсайдской истории» Бернстайна. В московской программе «Мамбо» не значится, но есть сильное подозрение, что мы его услышим. Официальной программой концерты боливарцев никогда не ограничиваются, а это их коронный номер: не переставая играть, весь оркестр (ну кроме разве что сидячих виолончелистов) пускается в пляс и доводит аудиторию до умопомрачения. Играть музыку приятно, любая музыка — радость. Это философия не только Густаво Дудамеля — это официальная философия Венесуэлы, ее социальная политика. В этой стране есть такой великий человек — Хосе Антонио Абреу, экономист, музыкант, педагог и создатель организации El Sistema. Благодаря ей, при мощной поддержке государства и частного капитала сотни тысяч детей из бедных и неблагополучных семей (а то и вовсе бездомных или сирот) спаслись от участи наркоманов и преступников. Им выдают инструменты и объединяют в музыкальные коллективы. Оркестр имени Симона Боливара — лучший из ста детско-юношеских оркестров Венесуэлы. Густаво Дудамель сам тоже воспитанник «Системы», хотя он из хорошей семьи: в шесть лет он строил солдатиков в оркестр и дирижировал им под пластинку Пятой симфонии Бетховена. Недавно Дудамель и боливарцы записали это произведение на Deutsche Grammophon. Казалось бы, что можно сделать с этой великой музыкой после всех великих дирижеров? Но получилось просто чудо: ни одной ноты в проброс, звучание прозрачное, интонация осмысленная и удивительно нежная. Дудамель не полководец, он ласков с оркестром и слушателем. Возможно, это и есть выражение нового мирового человеческого идеала: мужчина — настоящий, не женственный, не унисексуальный, — но мужчина безоружный и влюбленный. Пятую симфонию Бетховена нам сыграют. И надеемся, не хуже, чем для Deutsche Grammophon. Сыграют и «Весну священную» Стравинского — ее боливарцы еще не записывали. Такова вторая из двух программ. В первой же главное блюдо — Четвертая симфония Чайковского, где в финале звучит тема «Во поле березка стояла». Эту тему боливарцы исполняют в быстрейшем темпе — и с блеском. Будет и латиноамериканская музыка. Нам мало что говорит название произведения аргентинца Альберто Хинастеры «Эстансия», но там есть номер с ураганным напором. А симфонические вариации Margaritena, написанные разносторонним венесуэльским музыкальным деятелем Иносенте Карреньо, — по-настоящему сочная и свежая оркестровая музыка. 17 и 18 июня, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 5353 В Венесуэле сотням тысяч неблагополучных подростков выдали инструменты и объединили их в оркестры |