Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Щелкунчик» для взрослых

Фестиваль «Золотая маска» второй год подряд встряхивает Москву внеконкурсными гастролями «Киев модерн-балета» Раду Поклитару

Ведомости / Четверг 01 апреля 2010
Судя по конкурсной программе нынешней «Золотой маски», практически единственным возможным языком современной хореографии сегодня является неоклассика. Киевский «Щелкунчик» разительно отличается от всего, что можно наблюдать в отечественной балетной повседневности.
Раду Поклитару — мастер сочинять истории, и, разумеется, его «Щелкунчик» не имеет ничего общего со сказкой о путешествии в царство сластей девочки Маши, что придумал когда-то Петипа и поставил Лев Иванов, он не об изящном взрослении, как представлял советский классик Вайнонен, и не о силах зла, скрывающихся в мире добра, соотношение которых волновало Юрия Григоровича. Раду Поклитару сочинил спектакль о фантасмагорическом мире-перевертыше, в котором существуют современные Мари. Силой мечты из бомжих они сумеют превратиться в богатых наследниц, по прекрасному принцу они прокатятся кубарем, а в самый возвышенный момент адажио повиснут вверх ногами. В этом опрокинутом мире родители обернутся полчищем мышей: здесь и потечет любовная идиллия — пока не наступит пробуждение, которое разом отменит пышные кружева с оборками.
Обеспечить богато населенный мир хореографией для Поклитару по-прежнему проблематично. И если однообразные конвульсии Дроссельмейера и его молодого двойника Щелкунчика можно счесть за художественный прием, то под него сложно подвести схожую лексику и Мари, и мышиного отряда. Тем более что хореографу не помогает, а только мешает Чайковский, чья позапрошловековая неторопливость заставляет спектакль буксовать на каждом номере, так что хочется выступить с варварским предложением помочь композитору быть лаконичнее. Либо заказать партитуру другому композитору — это очень помогло «Золушке» Поклитару, поставленной в Риге.
Однако редкий дар, проявившийся еще в то время, когда хореограф ограничивался постановкой концертных номеров, — исключительно остроумная игра в классики — при нем и остался. Дивертисмент национальных танцев, самая скучная часть любого «Щелкунчика», у Поклитару оказался упоительно остроумным. Он отдал его спектаклю мышиного театра — мыши в испанском танце разыгрывают корриду любовного треугольника, в восточном — церемониал взаимоотношений арабского шейха и его трех жен, а в русском — сцену из «Лебединого озера», в финале которой Зигфрид приканчивает закрутившуюся в пируэтах Одетту. Бонус для балетоманов — вальс снежных хлопьев, вызывающий истерический хохот зала уже тогда, когда «снежинки» просто вываливаются на сцену — белые пачки поверх мышиных хвостов. А их кружения время от времени складываются в узор то от Вайнонена, то от Григоровича.
Эта игра, невозможная при свинцовом пиетете наших театров перед классикой, вызвала показательно долгие и жаркие овации. «Маска», выбрав киевского «Щелкунчика» для внеконкурсной программы, оказалась в плюсе.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков