Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Себе, любимому, посвящает

Валерий Гергиев представит автопортрет Рихарда Штрауса

Ведомости-Пятница / Четверг 17 декабря 2009
Филармонический фестиваль «Русская зима» и его участники в этом году — в рамках кризисной нормы. Звезд, как дирижер Лорин Маазель в 2008-м, нет — все свои, привычные. Мы, впрочем, избалованы: даже концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева теперь не выглядит чем-то исключительным — и все же на него хочется обратить внимание в силу того, что уж больно вкусное сочинение стоит в его втором отделении. А именно «Жизнь героя» Рихарда Штрауса.
Внутренний мир художника, будь он любимец масс или элитарная персона, сегодня уже не может претендовать на то, чтобы быть темой творчества: автор, как замечено интеллектуалами, умер. А ведь когда-то персональные переживания творческой натуры составляли суть искусства — это время мы ныне вспоминаем как романтизм и часто не можем понять, кто там герой, а кто автор, где Байрон, а где Чайльд-Гарольд. Или где Рихард Штраус, а где Рихард Штраус.
Представьте себе: «Жизнь героя» создана по той причине, что выработало свой ресурс главное героическое произведение музыки — «Героическая» симфония Бетховена. Она прослужила весь XIX век, а на его исходе стала казаться сочинением архаичным, недостаточно пышным и к тому же отягощенным мрачным похоронным маршем. Штраус решил написать героическое произведение взамен бетховенской симфонии, в той же самой тональности ми-бемоль мажор. Но если Бетховен создавал свой шедевр во славу Наполеона, то Штраус нашел героя не менее значительного — самого себя. Здесь сошлись весь эгоцентризм романтиков и вся самовлюбленность преуспевающего 34-летнего композитора и дирижера, модного автора шести блестящих симфонических поэм и одной оперы («Саломея» и «Кавалер розы» тогда, в 1898-м, были еще впереди).
В том, что под героем Штраус подразумевал самого себя, сомнений нет: в пятом разделе, озаглавленном «Мирные труды героя», звучат цитаты из его предшествующих сочинений. Как и положено, герой сражается с врагами. Битва создана средствами симфонического оркестра захватывающе, изумительно! Но кто враги? Великаны, драконы, рыцари? Нет: музыкальные критики, эта мелкая вошь, хромые и ползающие существа, изображенные кривыми и писклявыми духовыми инструментами. Исторические факты при этом никак не свидетельствуют, что Штраус был затравлен критиками. Как и положено, у героя есть возлюбленная. Ее портрет тоже занимает целую часть. Ну и стерва, доложу я вам. Не Изольда и не Лорелея, никак. А Штраус, упоенно любивший свою сварливую Паулину, мне бы и не возразил — в этом соло скрипки, взбалмошно виртуозном и дотошно воспроизводящим перемены настроений, слышны чуть ли не ее капризные каблучки.
Счастье наше со Штраусом в том, что причин для истинного героизма у нас никаких нет. Мы просто радуемся жизни, купаемся в роскоши симфонических красот и не хотим, чтобы этот праздник когда-нибудь кончился. А среди композиторов всех времен и народов никто не сравнится со Штраусом в умении длить и длить — кажется, что бесконечно — это захлебывающееся восторгом состояние торжества.
Партитура Штрауса, написанная для четвертного состава оркестра, — как раз для симфонического оркестра Мариинского театра, способного красиво поиграть мускулами, и темпераменту Валерия Гергиева она тоже подходит как нельзя лучше. В другом отделении — Второй концерт Листа (солист Денис Мацуев) и симфония Чайковского «Зимние грезы».
20 декабря — 8 января, фестиваль искусств «Русская зима»
21 декабря, 20.00, Концертный зал Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков