Театральная критикаДьявол в юбкеВо время «Фауст-программы» прозвучит музыка разных композиторов — от Ференца Листа до Андрея СеменоваВедомости-Пятница / Четверг 10 декабря 2009 Концерты, программа которых объединена некоей литературной темой, у нас почему-то проходят только днем и для детей. Концерты, назначенные на вечер и адресованные взрослым, обходятся, как правило, набором неявно связанных произведений. Дирижер Владимир Юровский не побоялся сломать эту традицию, полагая, что и мы не побоимся 13-го числа на ночь глядя выслушать несколько страшных сказок про доктора Фауста. Благодаря творению Гете Фауст стал одним из главных героев и даже символов европейской культуры — с ним соотносил себя каждый мало-мальски романтически настроенный художник. Однако придумал Фауста не Гете. За двести лет до него, в конце XVI века, в Германии появилась «Народная книга о Фаусте», где история про жулика, занимавшегося черной магией и водившего дружбу с дьяволом, рассказывалась простым языком и содержала недвусмысленную христианскую мораль. Главным в программе станет произведение Альфреда Шнитке, которое написано по этой самой книге и называется «История доктора Иоганна Фауста». Предки Шнитке были родом из Германии — они переехали в Россию при Екатерине Второй и привезли с собой дух той культуры, в которой жил народный Фауст. Композитор, получается, припал к собственным истокам, но при этом осовременил сюжет более чем откровенно. Шнитке был одним из немногих мастеров высокой музыки, кто увлеченно работал со стихией пошлости. Именно в ней он видел выражение дьявольского начала, именно этим она его притягивала. Замысел Шнитке состоял в том, чтобы роль Дьявола, поющего в микрофон развратное танго, исполнила бы Алла Пугачева — артистка, обладающая редким талантом задевать в людях низменные, животные струны. Однако Пугачева, будучи человеком умным, сообразила, что ее собираются использовать, и петь Дьявола тактично отказалась. Но теперь, кто бы его ни пел, подразумевается Пугачева. Пела Лариса Долина, пела оперная артистка Раиса Котова и многие другие. В проектах была даже Нина Хаген. В предстоящем концерте Дьявола споет сценически очень яркая немецкая певица Урсула Хессе фон ден Штайнен, поющая все на свете, от «Кармен» до «Воццека». Новость от Владимира Юровского состоит в том, что мы услышим не саму кантату, а фрагменты оперы, которую Шнитке написал на склоне лет для Гамбургского театра. Впрочем, третий акт оперы почти повторяет кантату и даже роль рассказчика, как в барочных Пассионах, в ней сохранена. Гетевский Фауст все же предстанет в концерте — в виде Увертюры, которую сочинил к этой драме Рихард Вагнер. Это его раннее, очень романтическое произведение, слегка напоминающее Фантастическую симфонию Берлиоза с ее пляшущими ведьмами. В отличие от Вагнера Ференц Лист изобразил в своем Мефисто-вальсе эпизод из «Фауста» Ленау, где Мефистофель околдовывает Фауста игрой на скрипочке. Прозвучит и симфонический отрывок из незаконченной оперы Ферруччо Бузони «Доктор Фауст», которую автор писал на собственное либретто. Никто бы не удивился, если бы в той же программе Юровский исполнил фрагменты из таких опер, как «Фауст» Гуно или «Мефистофель» Бойто. Однако маэстро предпочел поставить в финал оперу «Фауст в аду», принадлежащую современному композитору Андрею Семенову. Она входит в цикл «27 опер Андрея Семенова» и длится шесть минут. Либретто принадлежит Пушкину, который в «Набросках к замыслу о Фаусте» скрестил «Фауста» Гете с «Адом» Данте и разом спародировал то и другое. Роль Вергилия, сопровождающего Фауста в ад, играет Мефистофель, петь Мефистофеля собирается Вячеслав Войнаровский. В музыке Семенова изображаются огнь геенны и карточная баталия чертей, а концовка напоминает финал 15-й симфонии Шостаковича, где Смерть закрывает занавес, постукивая костями. Напоследок все-таки о приятном — играть будет Российский национальный оркестр, что обещает качество и удовольствие. 13 декабря, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 По замыслу автора роль Дьявола, поющего в микрофон развратное танго, должна была исполнять Алла Пугачева Современные русские композиторы: Андрей Семенов, Альфред Шнитке |