Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Эсмеральды затерли Квазимодо

Восстановление роскошного старинного спектакля «Эсмеральда» — главный балетный козырь Большого театра в этом сезоне

Ведомости / Понедельник 28 декабря 2009
До «Эсмеральды» Большой успел показать «Тщетную предосторожность» в редакции Юрия Григоровича, но там вклад театра почти ограничился материальной стороной дела — он предоставил свою сцену, мастерские для изготовления оформления, а также оркестр, дав возможность потанцевать студентам Академии хореографии. Другой балет Григоровича, «Ромео и Джульетта», который выйдет в апреле, будет корректировкой хорошо известного спектакля конца 1970-х, до сих пор числящегося в репертуаре «Кремлевского балета». Шедевр Ролана Пети «Юноша и смерть» — 1946 года рождения, и в нем хореограф не любит менять даже движения мизинца. Сергей Вихарев тоже вряд ли покусится на знаменитого «Петрушку» Фокина, которому в июле предстоит стать последней премьерой сезона в Большом.
Обращение к легендарному балету Петипа в версии 1899 г. — единственная новинка, которую среди всех этих реставрационных работ можно назвать оригинальной. Художественный руководитель балетной труппы Большого Юрий Бурлака, до этого засветившийся тонким воспроизведением старинной хореографии Па-де-катра из «Пробуждения Флоры» и полнометражного «Корсара», который был поставлен в дуэте с Алексеем Ратманским, сделал беспроигрышный выбор названия — «Эсмеральда» может похвастаться потрясающей сценической судьбой и особой любовью москвичей. В Большом она появилась в 1850-м, всего через шесть лет после мировой премьеры, причем в хореографии автора оригинальной версии Жюля Перро. И с тех пор в разных постановках и даже под разными названиями практически не сходила с репертуара. Забавно, что совсем недавно в Большом был балет на тот же популярный сюжет Виктора Гюго, что послужил основой «Эсмеральды», — в 2003 г. Пети возвел здесь «Собор Парижской Богоматери», продержавшийся до закрытия основной сцены театра в 2005 г.
Бурлака и петербуржец Василий Медведев сделали все возможное, чтобы даже гиперболизировать движущие героями чувства: танцы сменяют друг друга на протяжении трех с половиной часов. Постановщики, в руках которых были документы из так называемого Гарвардского архива (там хранятся отрывочные записи спектаклей, сделанные на рубеже XIX-XX вв. Николаем Сергеевым, ассистентом Петипа), использовали не только их, но и знаменитое па-де-де Дианы и Актеона из постановки Вагановой, а для сохранения структуры старинного балета сами поставили недостающие номера, значительно урезав обильную пантомиму.
Дисбаланс выразительных средств, которые виртуозно умел сочетать и дозировать Петипа, и оказался самым уязвимым местом спектакля. Из четверки мужчин-антагонистов даже не на второй, а на третий план оказались выдавлены Квазимодо и Клод Фролло, не потерявшиеся в толпе лишь титаническими усилиями Геннадия Янина и Алексея Лопаревича. Сюжет буксует, выдавая редактуру пантомимы, а изысканное разнообразие хореографии Петипа выделяется на фоне менее изощренных номеров.
Состояния праздника спектакль достигает благодаря исполнителям. Мария Александрова, Наталья Осипова и Нина Капцова (Эсмеральды разных составов) умеют довести зал до кипения. А Руслан Скворцов, Александр Волчков и Дмитрий Гуданов (их Фебы) заставляют поверить в возможность счастливого финала (как было в старом балете). Им эффектно противостоят Мария Аллаш и Екатерина Крысанова (Флер де Лис) при галантной поддержке Дениса Савина и Дениса Медведева (Пьер Гренгуар).
Однако все 2000-е Большой театр приучал к тому, что его премьеры задают направление развитию российского балета. Пополнив репертуар «Эсмеральдой», он обогатился красивым спектаклем, которому обеспечен успех у массового зрителя. Но оставляющим в недоумении, куда поворачивается колесо балетной истории.

Всегда к месту
«Эсмеральда» приносила успех во все времена. На излете эпохи романтизма был ее первый общеевропейский триумф – в версии Перро. Долговечное имперское сияние ей обеспечил Петипа. Под названием «Дочь Гудулы» в Большом она была быстро сгинувшим манифестом модернизма Горского. В редакции Вагановой запечатлено формирование сталинского монументализма.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков