Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Песни закатного века

Оркестр Баварского радио отметил 60-летие исполнением циклопического сочинения Арнольда Шенберга — оратории «Песни Гурре»

Ведомости / Четверг 29 октября 2009
На сцене огромного зала Gasteig сидело 150 человек оркестра; выше, справа и слева, уступами громоздился хор Баварского радио. Девять камер было нацелено на дирижера — шефа оркестра Мариса Янсонса. А за ним волновалось и шумело людское море.
Это был юбилейный концерт оркестра Баварского радио — того самого, что стараниями Янсонса был помещен на шестую строчку мирового рейтинга оркестров по версии журнала Gramophone. Оркестр, основанный сразу после окончания Второй мировой войны американцами (они же создали и Баварское радио, с годами превратившееся в мощную и влиятельную организацию), в последние годы ступил на мировую музыкальную авансцену в качестве сильного и своеобычного игрока. Не потеряв ни капли своей баварской идентичности, с приходом Янсонса коллектив упрочил позиции оркестра международного класса, стал чаще выезжать в гастрольные турне, выступать на крупнейших фестивалях.
В Мюнхене петербургский дирижер чрезвычайно популярен. Его любит оркестр, любит публика, любят спонсоры. Скрипач, работавший с ним в Питсбурге, обиженно заметил мне после концерта: «Питсбургский оркестр он никогда не хвалил, всегда был недоволен. А здесь, в Мюнхене, он только и делает, что хвалит музыкантов!»
И есть за что: баварские музыканты, похоже, и впрямь любят музыку. Палитра оркестра богата нюансами, творческое кипение на репетициях бережно сохраняется до концерта — и выплескивается на публику до последней капли. Оркестр играет то волшебно красивым, то чарующе-размытым, то полным и бархатистым звуком — как раз таким и нужно исполнять Вагнера или Рихарда Штрауса.
Для юбилейных торжеств Янсонс подготовил целых три программы. Но центральным эпизодом октября стало исполнение грандиозных «Песен Гурре» Шенберга.
Янсонс ничего не делает случайно, и выбор этого сочинения не случаен. В день 60-летия оркестра Янсонс решил привлечь всех, кто играл в нем когда-либо, а для этого надо было выбрать такое сочинение, чтобы задействовать в нем полный состав оркестра и хора и еще пригласить ветеранов коллектива. Вариантов, собственно, было два: либо Восьмая симфония Малера (в просторечии «Симфония тысячи участников»), либо «Песни Гурре», по составу даже превосходящие малеровскую симфонию.
Но главное — Янсонс сделал точный стилевой выбор для Мюнхена и мюнхенцев. Оратория Шенберга — всеобъемлющая рефлексия автора по поводу романтической австро-немецкой традиции, с ее томлениями и хроматизмами, романтическими сюжетами и пышным, перенасыщенным оркестром. Арнольд Шенберг, отец додекафонии, сформировался под мощным влиянием Вагнера и Штрауса. Отдавая дань восхищения уходящей прекрасной эпохе, он написал опус немыслимой красоты и сложности, в котором проговорил последнее «прости» музыке предшественников, одновременно наслаждаясь сокровищами стиля и демонстрируя исчерпанность его. Дальше, как говорится, ехать некуда: бесчисленные хроматизмы во всех слоях партитуры подтачивают и разъедают гармонический строй — эрозия классической гармонии становится необратимой. Типичный образчик поствагнерианства, сочинение, завершающее трехвековой цикл в эволюции европейской музыки, музыкальный аналог труда Шпенглера «Закат Европы» — вот что такое «Песни Гурре».
Монологи солистов, яростные накаты хора были прослоены изысканными, по большей части тихими оркестровыми интерлюдиями. Краски оркестра томно млели, разливаясь пышноцветьем любовных песен и угасая под бременем печали. И наконец, вспыхивали пантеистическим гимном всепобеждающей Природе: «Смотрите, солнце!» Любовь и смерть — ничто перед лицом вечной жизни природы. Таков вывод Шенберга, написавшего к «Песням Гурре» совершенно малеровский финал.
После концерта в Мюнхене интерпретацию Мариса Янсонса можно записать в ряд эталонных. Оркестр и хор, соединенные им в монолитную махину, дышали и жили с яростной, страстной силой. Интернациональный ансамбль солистов слегка проигрывал по уровню игре оркестра: холодновато, любуясь собой, спела партию Тове Дебора Войт. Мийока Фуджимура в жалостной партии Лесной голубки предстала эдакой грозной валькирией. Стиг Андерсен, спешно вызванный на замену из Копенгагена прямо со спектакля «Тангейзер», пел слишком тихо, особенно в первый вечер. Лучше всех оказался великолепный и фактурный Михаэль Фолле (Крестьянин, Чтец), мощный баритон которого возвышался над всем певческим ансамблем.

Чудо света
Каждое исполнение «Песен Гурре» сродни подвигу, поэтому исполняют их редко. К лучшим версиям относятся интерпретации Клаудио Аббадо и Саймона Рэттла с берлинскими филармониками. В России за последние десять лет «Песни Гурре» исполнялись дважды, в Москве и Петербурге, оба раза – под управлением Николая Алексеева. На партию Чтеца в Москву был приглашен актер Карл Мария Брандауэр; правда, до Петербурга он не доехал.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков