Театральная критикаВойна и мирНемецкий дирижер и Российский национальный оркестр исполнят «Ленинградскую» ШостаковичаВедомости-Пятница / Пятница 13 ноября 2009 Топ-концерт недели — выступление Инго Метцмахера с Российским национальным оркестром. Для второго отделения концерта немецкий дирижер выбрал Седьмую симфонию Шостаковича, «Ленинградскую». В историю эта симфония вошла как самая громкая музыкальная премьера ХХ века. Композитор писал ее в осажденном Ленинграде, пока не был в директивном порядке оттуда эвакуирован. В 1942 году симфония прозвучала в Куйбышеве и Москве. Шостакович был мировой знаменитостью, и весть о том, что он пишет патриотическую симфонию, проникла на Запад еще в самом начале войны. За право американской премьеры боролись лучшие дирижеры США — Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Артур Родзинский, — но эта честь выпала Артуро Тосканини. А в августе 1942-го симфонию исполнили в самом блокадном Ленинграде, причем в день премьеры Красной армии был дан приказ обрушить на неприятеля всю имевшуюся артиллерию — чтобы заставить его вести себя потише хотя бы в этот вечер. Музыка Шостаковича на короткое время объединила всех: простых людей в СССР, кто переживал тяготы войны, и верхушку, получившую прекрасные пропагандистские козыри; людей разных стран и разных национальностей, в том числе и немцев, кто мог слышать ту или иную радиотрансляцию. Впрочем, за бортом остались некоторые люди, обладавшие хорошим вкусом. Очень расстроились за коллегу, например, Бела Барток и Сергей Рахманинов. Рафинированные слушатели согласились в том, что эта музыка в лучшем случае подошла бы к плохому фильму о войне. Такой вердикт, конечно, несправедлив. В Седьмой Шостаковича есть много великолепной музыки, хотя есть и длинноты, и шаблонные места, и в целом она действительно уступает Пятой или Восьмой симфониям, если сравнивать произведения близких лет. Но прошло время, и Шостакович в целом стал выходить из моды. Молодое поколение, поставившее своим идеалом новизну, стало видеть в нем отжившее прошлое. В СССР об этом говорили, может быть, деликатно и негромко. Здесь Шостаковича, которого еще недавно третировали и даже запрещали, было принято чтить. Но западные композиторы-авангардисты уже просто не принимали его в расчет. Самое занятное состоит в том, что Инго Метцмахер, приезжающий к нам с концертом, — музыкант плоть от плоти авангардный, сформировавшийся под влиянием радикалов вроде Луиджи Ноно, который увидел в нем дирижерский талант. В начале карьеры Метцмахер работал пианистом во франкфуртском Ensemble Modern — одном из самых авторитетных ансамблей современной музыки. Дальнейшая его карьера связана с Гамбургской оперой, где он сделал более десяти совместных постановок с режиссером-радикалом Петером Конвичным. Поработал и главным дирижером Нидерландской оперы — там его сотрудниками были не менее антибуржуазный постановочный союз Йоси Вилера и Серджио Морабито. Метцмахер внедряет новую музыку на посту руководителя Немецкого симфонического оркестра Берлина, а на последнем Зальцбургском фестивале дирижировал оперой своего кумира Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» — произведением из жизни революционерок. Рядом с авангардом Инго Метцмахер охотно ставит в программы Шостаковича. Сегодняшний радикал уже не столь радикален. Он не нуждается в противопоставлениях и отрицаниях. Для него в истории музыки гораздо большее значение имеет единство, связь и преемственность. Он видит общее, скажем, между Шостаковичем и немецким композитором Карлом Амадеусом Хартманом, работавшим в то же военное время и писавшим музыку, подобную по напряженности и искренности. Достойной парой «Ленинградской» Шостаковича в концерте прозвучит Miserae Хартмана — короткий, тревожный опус, написанный большим мастером оркестра. Само собой, классикой Метцмахер тоже дирижирует. И, отведя большую часть времени московского концерта композиторам ХХ века, он подтвердит это лишь одним классическим произведением, но зато каким! «Вступление и смерть Изольды» Вагнера — квинтэссенция всего немецкого в музыке. Российский национальный оркестр, пожалуйста, не подкачайте. 15 ноября, Большой зал Консерватории, ул. Б. Никитская, 13, тел. 629 94 01 Эта музыка на короткое время объединила всех: простых людей в СССР и верхушку, получившую пропагандистские козыри |