Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Последняя чайка Юргена Гоша

«Игра властных» — под таким девизом проходит Зальцбургский музыкально-драматический фестиваль, решивший оглянуться назад

Ведомости / Четверг 06 августа 2009
Интендант фестиваля Юрген Флимм избрал девизом название шекспировской дилогии Джорджо Стрелера, поставленной в Зальцбурге в 1973 г. Отсылка к прошлому, о котором мало кто помнит из нынешних зрителей, не просто возобновляет традицию, но и подчеркивает вечные проблемы власти, болезненность игры с нею и игры в нее.
Как все девизы на свете, нынешний и слишком конкретен, и слишком обобщен. Почти всякая опера — об искушении властью и слабости разума, тирании эмоций и хрупкости чувств. Рядом с неизбежным Моцартом (среди премьер «Так поступают все» в постановке Клауса Гута, завершившего свою версию трилогии Моцарта — да Понте) есть и редкие названия вроде генделевской оратории «Теодора», инсценированной Кристофом Лоем, или «Моисея и фараона» Россини. Есть и легендарная, но мало кем виденная опера «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно, поставленная Кейт Митчелл и дирижером Инго Мецмахером. История пяти революционерок с текстами из Маркса, Рембо и Че Гевары — не самый ожидаемый выбор для такого крупнобуржуазного фестиваля, где цены на билеты приближаются порой к 400 евро. Но Зальцбург склонен к экспериментам. Программа «Молодые режиссеры» напоминает летнюю академию левой эстетики. А недавно на фестивале утвердился цикл «Континент», посвященный далеко не попсовым композиторам ХХ в. В 2008-м воздали должное Сальваторе Шаррино, сейчас настала очередь Эдгара Вареза. На таком фоне иначе звучат завсегдатаи концертных афиш, будь то Франц Лист (среди участников его камерных вечеров Аркадий Володось, Борис Березовский и Валерий Афанасьев) или Йозеф Гайдн (изысканную программу из трех концертов подготовили Марк Минковски и его ансамбль «Музыканты Лувра — Гренобля»). Не меньшим успехом пользуются и сольные вечера выдающихся пианистов, от Маурицио Поллини и Евгения Кисина до Марты Аргерих и Григория Соколова. А официально завершивший карьеру Альфред Брендель выступает с лекциями-концертами «Школа слушания».
Такую впечатляющую афишу начинают составлять задолго до открытия, и коррективы неизбежны. Так, в генделевском вечере с изначальным участием Роландо Виллазона и ансамбля Gabrieli Players поменялся солист: в итоге пела Джойс Ди Донато, одна из самых ярких генделевских звезд сегодня. В последний момент она сломала ногу, так что на сцене появилась в гипсе и на костылях. Голосу новые обстоятельства особо не помешали, зато восхищение публики чуть ли не удвоилось (если таковое по отношению к Ди Донато еще возможно).
Другие перемены более трагичны. В июне в возрасте 66 лет умер немецкий режиссер Юрген Гош. Он не закончил репетиции «Вакханок» Эврипида, обещавших стать одним из главных событий фестиваля. Остались лишь декорации, в которых актеры на вечере памяти Гоша устроили читку последней эврипидовской трагедии. Место же «Вакханок» заняла «Чайка», прошлогодняя берлинская премьера, поставленная усилиями двух трупп — «Дойчес театра» и «Фольксбюне».
Показ премьер прошлых лет кажется интенданту приемлемым: в Зальцбург привезут «Звуки тишины» Алвиса Херманиса, давно известные москвичам (осенью Херманис ставит на главной сцене Австрии, в венском Бургтеатре). Но «Чайка» — случай особый. Это уже поздний Гош, не склонный к внешним эффектам, местами мизантропичный, но всегда полный энергии, даже в тот миг, когда задается вопросом, а не прошла ли жизнь зря. В «Чайке» художник Йоханнес Шюц отказался от декораций, оставив лишь черный занавес на авансцене и пару предметов бутафории вроде неизбежных для русской пьесы графинов и бутылок с пивом. Свет тоже оказывается на третьих ролях. Спектакль строится на одной актерской игре. С такой выдающейся психологической школой уже давно не приходилось встречаться. Нелепая, психологически неуклюжая, но на самом деле все время прорывающаяся нежностью Аркадина (Коринна Харфух хоть и выглядит молодо, но сумела передать флер повидавшей виды театральной звезды), инфантильный и закомплексованный Тригорин… Александер Куон настолько убедителен в этом образе, что не понимаешь, как могла Заречная (Кэтлин Моргенейер) пуститься с таким в любовную авантюру? Разве что из любви к театру? Но спектакль Гоша не только об иллюзиях театра. Он скорее о людях, которые мечтают принести себя в жертву театру либо с восторгом смотрят на тех, кто на такие жертвы — или хотя бы мечтания о них — оказывается способен.
Зальцбург

Все изменится
С 2011 г. фестивалем будет править новый интендант – Александр Перейра, прогрессивный руководитель Цюрихской оперы, где работают и русские музыканты, в том числе Владимир Федосеев.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков