Театральная критика«Корсар» утром и вечеромЗа десять дней, что будет идти Международный конкурс артистов балета, можно стать экспертом в хореографииВедомости-Пятница / Пятница 05 июня 2009 На просмотрах сотня участников соревнуется в исполнении десятка па де де. Это значит, что за один день Международного конкурса артистов балета и хореографов, который пройдет в Большом театре, иногда придется выдержать пытку тринадцатью «Дон Кихотами» и тремя «Сильфидами» на закуску. Но именно эти сопоставления, на которые в обычном театральном режиме могут уйти годы, и позволяют понять тонкость и изысканность балетного ремесла. В вариациях и па де де в хореографии Петипа и его современников каждый жест, поворот плеча и взмах ресниц отшлифованы поколениями. Даже великой балерине не позволено заменить фуэте каким-нибудь более простым движением. Но соревнование с совершенством — процесс захватывающий, и даже случайно забредший в зал зритель за несколько дней может превратиться в профессора хореографических наук. Многое можно вычислить еще до того, как включается фонограмма. Если вместо строгой пачки «Корсара» на девушке что-то типа ночной рубашки, прикрывающей несовершенство ног, высоченный гребень там, где у других изящная диадема, то с этой участницей вы точно проститесь еще в первом туре: в балете костюм, грим, прическа канонизированы не меньше, чем текст. А на пятом па де де из «Лебединого озера» — при всем сходстве движений — уже видно, насколько по-разному его порой исполняют. У американцев, выученных в баланчинской традиции, настолько выразительны стопы, что их называют «говорящими». Петербуржцев легко отличить по изумительно красивым рукам и величавости манеры. Танцовщики, прошедшие английскую школу, никогда не подадут вида, что беспокоятся о технике, — благородство и мягкость для них превыше всего. Однако сегодня чаще всего побеждают «безродные космополиты», смело синтезирующие разные традиции. Именно так четыре года назад произошло с шестнадцатилетним Иваном Васильевым. Он родился на Дальнем Востоке, первые уроки танца получил в Днепропетровске, на конкурс приехал из Минска, а вместе с золотой медалью получил приглашение в Большой театр. Выглядел он как вопиющее противоречие всем балетным нормам: мальчик-с-пальчик с тяжеловатыми ногами и мешающими танцу руками. Но его сумасшедшие вращения, невероятные зависания в прыжках и обаятельная улыбка демонстрировали главный конкурсный урок: чтобы побеждать, нужно не подчиняться стандарту, а своей индивидуальностью отменять его. В сорокалетней истории московского конкурса таких случаев немало: его лауреатами были почти все лидеры современного балета. Поэтому не исключено, что и на этот раз в тиши и прохладе зала Большого театра можно будет самостоятельно открыть сверхновую мировую звезду. 11 — 20 июня, на Новой сцене Большого театра, Театральная пл., 1, тел. 250 73 17 |