Театральная критикаПолки поздравили полководцаВ этом году Валерий Гергиев праздновал день рождения дома. Точнее, на сцене концертного зала «Мариинский». Честно встал за пульт и провел концерт, щедрою рукою разбрасывая музыкальные подарки присутствующимВедомости / Вторник 05 мая 2009 Герою дня помогали друзья: Анна Нетребко, Юрий Башмет, Денис Мацуев и Родион Щедрин, сидевший в первом ряду вместе с Майей Плисецкой. Анна Нетребко приземлилась в аэропорту «Пулково», когда концерт уже начался. И вышла к публике во втором отделении, сияя красотой и свежестью. Голос ее со времени неудачной премьеры «Лючии ди Ламмермур» (см. «Ведомости» от 20.01.2009) заметно окреп и выровнялся. Так что коронную арию Виолетты из «Травиаты» она спела полным, неожиданно грудным, ярким тембром. В голосе ее не было прежней юношеской легкости и звонкости, но цвела полнокровная зрелость уверенной в себе женщины. Через день Анне Нетребко предстояло выступить в этой же партии в спектакле Венской оперы и она, кажется, была в отличной форме. Концерт, как водится, задержали минут на сорок. В душном фойе томился питерский бомонд, японские туристы, родственники из Владикавказа и приглашенные московские гости большей частью спонсоры Пасхального фестиваля. Точной программы не знал никто. Ходили слухи, что будут обкатывать опусы Мирзояна и Тертеряна на следующий день мариинцам предстояло лететь в Ереван, продолжая фестивальную гонку по городам и весям, начатую в Москве еще 19 апреля. Но прогнозы не оправдались: концерт «Валерий Гергиев и друзья» пошел по накатанной колее. Музыкальных сюрпризов оказалось всего два и оба принадлежали перу «одного очень большого человека». Так таинственно и многозначительно поименовал Родиона Щедрина в приветственной речи руководитель мариинского Брасс-ансамбля. Музыканты, улучив свободную минутку посреди гастрольного тура, подготовили к дню рождения шефа новую пьесу «Пасхальные звоны», написанную Родионом Константиновичем «на случай». Празднично-торжественная, она идеально подошла как к тематике фестиваля, так и в качестве подарка. Структура опуса проста: на гулкие низкие звуки главного колокола (тромбоны и туба), как на фундамент здания, постепенно надстраиваются звуковые этажи: чем выше тем светлее тембры, тем мельче длительности. В общем, полная имитация «малинового звона». Экивок в сторону живого классика поддержал и сам Валерий Абисалович: застенчиво улыбаясь, сообщил, что они тут с Денисом сегодня выучили к концерту еще один музыкальный сюрприз для «одного большого человека». Тут они лихо сбацали финал Пятого фортепианного концерта Щедрина, завершившийся пространной каденцией солиста: в исступленном мацуевском колотье по клавишам жирную точку поставило яростное тремоло оркестра. Денис Мацуев, впрочем, сыграл еще один, не менее эффектный опус: Первый концерт Листа. Безбожно мазал, камуфлируя неприличную рояльную грязь громкостью игры. Уверенный в том, что публика поймет и простит. Публика не поняла, но простила, почтив любимого артиста громовыми аплодисментами. И вообще, периодически обнаруживала неистребимую склонность к стоячим овациям: прямо-таки не сиделось гостям на месте! Начался же вечер с Первой симфонии Сибелиуса. В репертуаре Гергиева эта вещь, свежая и бесхитростная, как весенняя травка, занимает почетное место. Сыгранная пылко, но излишне громогласно, симфония продемонстрировала гергиевскую чрезмерность во всем: темпы слишком быстры, драматизм слишком бурлив, медь слишком криклива. Отдав долг аккомпаниатора друзьям, включая Башмета, тихо, по-ученически сыгравшего Романс Бруха, виновник торжества стоял меж корзин с цветами и скромно улыбался. А напоследок оторвал «Ракоци-марш» Берлиоза торжественный и горделивый. Такой же, как он сам культурный герой нашего времени, обличьем схожий с полководцем, ведущим в атаку свои музыкальные войска. Санкт-Петербург Проездом из Беломорска в Ереван Фестивальный спецпоезд, оборудованный столовой и душевыми кабинами, в этом году объездил с мариинцами полстраны. Музыканты отыграли концерты в Перми, Екатеринбурге, Мурманске. А накануне двухдневной побывки в Питере дали благотворительный концерт в обветшалом Доме культуры Беломорска – маленького городка, выросшего на костях строителей Беломорканала. Местным жителям билеты раздавали бесплатно. Современные русские композиторы: Родион Щедрин |