Театральная критикаВоздух вышелТемой «Пифийских игр 2009» стал извечный вопрос «Что делать?». Ответить на него сегодняшние композиторы так и не смоглиВедомости / Четверг 23 апреля 2009 Конкурс, устроенный фондом «Про арте», подвел итоги. Они таковы грустно и немножко стыдно за авторов, которых ты когда-то уважал. Тотальное отсутствие свежих идей и внятных мыслей, инфантильная зависимость от «бородатых» техник и приемов пятидесятилетней давности, вялый темпоритм и общая занудность интонации там, где она еще сохранилась, таковы черты всех без исключения композиций, представленных на конкурс авторами от 25 до 60 лет. Восьмое по счету соревнование композиторов из Петербурга, Москвы, Берлина и Карлсруэ деградировало, выродившись в унылый междусобойчик: ни драйва, ни молодой энергии, так и хлеставших из опусов первых лет. Похоже, Борис Филановский, инициатор и руководитель затеи, окончательно заигрался в авангардные кубики и подошел к организации очередного конкурса слишком формально, преследуя какие-то внемузыкальные цели. Из пяти опусов наиболее приятным по колористической палитре и общей атмосфере таинственности вибрации и слабые призвуки медленно угасали в тишине показался опус «Гуттаперчевая музыка». Сочинения на конкурсе представляются анонимно, в итоге наибольшее количество голосов публики собрал автор именно этой композиции Владимир Николаев. Вторым стал Анатолий Королев, соорудивший неудачную, до крайности странную мелодекламацию «Про Мышь», где обрывки мелодии и говор эдакий русский Sprechstimme рабски следовали за неофольклорной, заковыристой прозой Саши Соколова. Третьим оказался Дмитрий Курляндский: его «Знаки препинания» с шелестящими по струнам смычками и пустым выдуванием воздуха из флейты и кларнета привет от Лахенмана тридцатилетней давности! показались убедительной попыткой структурировать тишину, не прибегая к помощи звуков. У Курляндского, несомненно, есть чувство формы, но всегда проблемы с материалом. Ему удалось слепить из тихих стуков, бестелесных шелестов и разрозненно издаваемых стонов инструментов вполне стройную композицию; вернее, ее чертеж, виртуальный проект нечто вроде «воздушного замка», так и не обросшего звуковой плотью. Санкт-Петербург Современные русские композиторы: Борис Филановский, Владимир Николаев, Анатолий Королев, Дмитрий Курляндский |