Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Система отсчета

Иржи Килиан и Уильям Форсайт, чьи постановки прошли вне конкурса фестиваля «Золотая маска», нашему балетному миру неплохо знакомы. Но эти спектакли обоих хореографов едва удерживаются в балетных границах

Ведомости / Понедельник 30 марта 2009
Last Touch First Иржи Килиана, поставленный совместно с Майклом Шумахером, датирован 2003 г. Impressing the Czar Форсайта сформирован в 1988 г. Оба уже прошли испытание временем, гастролями, сменой исполнителей. Поэтому обоснованно причислены к «Легендарным спектаклям ХХ века», как определяет их раздел фестиваля. Тем не менее и постановка Форсайта, и опус Килиана, как до них тихий хайтек Сильви Гиллем, нокаутируют полным несоответствием сложившимся стереотипам. Балерина бросила вызов, вложив в примитивные на неискушенный взгляд движения всю энергию своей незаурядной натуры. Хореографы тоже, будто сговорившись, продемонстрировали, что сногсшибательная виртуозность и заоблачные вершины танца необязательно понятия одного ряда.
В четырехактном Impressing the Czar Форсайта есть фламандские полотна, хоровод девочек в школьной форме, танцовщик в костюме святого Себастьяна со стрелами в руках, князь Потемкин в парчовом фраке, компания офисных клерков в рембрандтовском полумраке и парочка очкариков — братьев Гримм. Весь спектакль — невероятный для антисентиментального человека жест признания в любви всей мировой культуре и в первую очередь любимой хореографии (именно русский классический балет и символизирует в этой комбинации Потемкин). Сюда же включен знакомый нам по Мариинскому театру короткий спектакль In the Middle…, скоростные и эмоциональные перегрузки которого превращают и исполнителей, и публику в расплавленную сталь. Но эта получасовая лава батманов, пируэтов и прыжков запаяна со всех сторон.
Килиан сократил количество движений в своем спектакле до абсурда — их всего несколько на весь 50-минутный Last Touch First. Шесть персонажей движутся будто в рапиде, стекая по креслу, оконной раме, коленям партнера. Но этот минимализм обусловлен вовсе не тем, что постановка создана для той части труппы Нидерландского театра танца, которая состоит из танцовщиков-пенсионеров: в заторможенном пластическом потоке они обнаруживают профессиональную боевую форму.
Максимально приближенные к бытовым движения сложены Килианом в идеально точный узор, передающий, как мерное течение бессобытийной жизни скрывает утрату интересов, гибель иллюзий, расставание с желаниями, разочарование в близких. Костюмы, отсылающие в конец XIX — начало ХХ в., и тихая монотонность минималистической музыки Дирка Хуабриха намекают на Чехова. Однако сгущенная ночная атмосфера (работу Кейс Тьеббес и Эллен Кнопс можно считать мастер-классом по свету) оказывается ближе Стриндбергу. Мерные переливы движений выглядят бесшовными, и в них персонажи порой достигают глубин отчаяния.
Оба спектакля хочется сохранить в памяти покадрово — так безупречно точно сумели их сложить два мастера. Эта безупречность почти отрицает возможность воспроизведения Last Touch First и Impressing the Czar другими исполнителями, в других театрах. Но она же настаивает на том, что Москва без них не может обходиться: в отсутствие таких спектаклей мы лишены системы координат, по которой можно проверять собственные достижения.

Из одной шинели
Форсайт и Килиан, два главных хореографа конца прошлого века, родились в разных концах света. Но решили прервать успешную карьеру танцовщиков под влиянием одного человека – Джона Крэнко, у которого почти одновременно танцевали в Штутгартском балете. С ними же начинал и Джон Ноймайер.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков