Театральная критикаАпология безумияВ Москве завершились гастроли Балета Бориса ЭйфманаВедомости / Четверг 27 января 2000 Большой театр на целых 10 дней освободил сцену от «Спящих красавиц», «Баядерок» и «Щелкунчиков»: в Москву приехал Борис Эйфман гуру и «главный балетмейстер мира», как назвала его Анна Киссельгоф из New York Times. В преддверии мировой премьеры «Русского Гамлета», репетиции которого ведет сейчас хореограф с труппой Большого, столичная публика должна была приобщиться и освоить современную высокую духовность. Программа гастролей была монументальна: живой классик не мелочился и показал ретроспективу собственных спектаклей. Правда, лишь «Дон Кихот, или Фантазии безумца» стал для москвичей премьерой (да и то только для тех, у кого нет телевизора). «Чайковского», «Карамазовых», «Красную Жизель», «Пиноккио», «Реквием» и «Мой Иерусалим» можно уже выучить наизусть. Тех, кто когда-то боготворил полудиссидента Эйфмана, в Большом театре замечено не было. Зазубренные цитаты из Мориса Бежара, Матса Эка, Анжелена Прельжокажа вызывают ярость балетоманов, «русская душа на экспорт» коробит тех, кто приветствовал когда-то «Идиота», балет как массовая культура травмирует интеллектуалов. Но зал «на Эйфмане» был полон. На владельца символических ключей от Нью-Йорка, Государственной премии, «Триумфа» и «Золотой маски» пришли посмотреть те, кто в балет обычно не ходит. Под колоннами Большого шикарные авто парковались друг на друге. Бетховена, Чайковского и Шнитке перекрывал гул мобильных телефонов. После спектакля сцена и зал сливались в восторге любви. Душевная ломка Чайковского и Спесивцевой, Алеши Карамазова и Дон Кихота под Lacrimoza и Адажио Малера с плакатной доступностью объясняла их вечную актуальность. Бесконечные метания по сцене, корчи на неизменной во всех спектаклях металлоконструкции, вознесения на веревочной голгофе превращали балеты в портрет одного сумасшедшего. Философия жизни подогнана Эйфманом под инструкцию к фритюрнице «вкусно, полезно, быстро». Послание, которое Художник призван донести Миру, нашло адресата. «Балет духовный процесс», в экстазе повторяли вслед за Эйфманом в бархатных ложах. Современные русские композиторы: Альфред Шнитке |