Театральная критикаНеудачные гастролиБалетные миссионеры из Японии в Большом театреВедомости / Четверг 14 сентября 2000 Сезон в Большом театре еще не начался. Однако на два дня его двери открылись для выступлений японской балетной труппы с французским названием Chambre ouest. Несколько лет назад на этой же сцене гастролировала другая балетная компания «Токио-балет». Ее «Сильфида» затмила воспоминания об устрашающих японских марионетках, кочевавших по международным конкурсам. Сильфиды с раскосыми глазами изумительно стилизовали романтические гравюры круглили локти, клонили головки, незаметно вспархивали на пальцы. Вскоре на московских конкурсах блеснули Юкико Ивата и Эми Харияма образцовые классические танцовщицы. Слухи об экспансии японских балерин в лучшие европейские и американские труппы заставили поверить в расцвет японской Терпсихоры. Гастроли труппы Chambre ouest разрушили это впечатление. Если верить буклету, коллектив имеет репутацию одного из лучших в Японии, его создатели танцовщики Хироаки Имамура и Юрико Кавагучи увенчаны многими национальными наградами. В репертуаре труппы «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Коппелия», «Золушка». В Москву привезли произведения с «национальным колоритом»: одноактный балет «Сайгё под моросящим дождем», фрагмент спектакля «По дорогам» и усеченный вариант двухактной «Небесной поэмы». Хореография всех трех спектаклей принадлежит Хироаки Имамуре и Юрико Кавагучи. Выстроены они с самозабвенным преклонением перед классическим балетом и представляют причудливую смесь «Жизели» с «Сильфидой», помноженных на «Бахчисарайский фонтан». По сюжету небесная царевна и деревенский юноша не могут соединиться; устраивают получасовой гран па с шалями небесные светила, распаляется в пантомимном гневе Царь, в зеленых пачках танцуют растения и в голубых туниках вода. Бедностью танцев японские балеты напоминают «Чайку» и «Даму с собачкой». Не первой молодости Хироаки Имамура еще пытается прыгать и вертеть пируэты, Юрико Кавагучи до бесконечности «шелестит» в pas de bourree и с победным блеском в глазах делает три пируэта в руках партнера. Кордебалет ни в чем премьеров не затмевает. Профессионалы, оказавшиеся в зале Большого, по ходу спектакля бесстрастно комментировали: «Стоп нет, подъемов нет, шага нет, колени висят, пятки висят, жесткие руки, жесткие спины». Итак: отнюдь не первосортный балет. На то, чтобы привезти в Россию New York City Ballet или Королевский балет Великобритании, денег у спонсоров не хватает. |