Театральная критикаУтомленные танцемГастроли труппы Триши Браун в МосквеВедомости / Понедельник 16 октября 2000 В Москву в третий раз прибыл American dance festival (ADF). Его деятельность распространяется на три десятка стран от Эстонии до Ганы и включает различные образовательные проекты. В России пройдут мастер-классы американских педагогов по различным техникам современного танца, фотовыставка Пегги Джарелл Каплан «Портреты хореографов, танцовщиков и режиссеров», гастроли труппы «Даг Варон и танцовщики». Открылся ADF, как и положено одному из самых респектабельных международных фестивалей, гастролями классиков жанра. В этой роли выступила Танцевальная труппа Триши Браун, недавно отметившая свое 30-летие. Сорок лет назад дебютантка Триша Браун собирала полупрофессиональных танцовщиков на отдельные проекты, бросавшие вызов отцам-основателям танца модерн. В ее постановках под звуки большого города, служившие единственным музыкальным сопровождением, артисты танцевали то на крышах и стенах нью-йоркских небоскребов, то на надувных матрасах, плавая по озеру в Миннесоте. «Хулиганские» эксперименты Триши, формулировавшей свои интересы как поиск связей человека и окружающей среды, стали одним из символов золотых 60-х современного танца и принесли ей самые престижные международные призы и награды. С той поры ее интересы неоднократно менялись: она изучала то подсознание, то математические возможности движения, сотрудничала с художником Робертом Раушенбергом и композиторами Джоном Кейджем и Робертом Эшли, увлекалась Бахом и Монтеверди. Но неизменно оставалась в авангарде американского искусства. А торговая марка «Триша Браун» гарантировала неизменный успех. В программе московских гастролей хрестоматийных спектаклей не было труппа показала постановки последних лет: «Если бы вы не могли меня видеть» (1994), Canto / Pianto (1998), «Превознесение Леона Джеймса» (2000). Танцовщики идеально транслировали стиль Триши Браун бесконечно текучий и изменчивый. Для хореографа не имеет значения, что несется из динамиков, Клаудио Монтеверди или Дейв Дуглас: в лишенном художественной произвольности и открытых эмоций процессе движения сочетаются классическое наслаждение красотой линий и модерные мускульные усилия. Но в этой отлаженной системе понятие живого развития давно отключено. Прихотливые исследования Триши Браун, когда-то возбуждавшие уличные толпы, теперь пропитаны усталостью. От былых революционных экспериментов осталась лишь форма, исчерпавшая собственное содержание и существующая исключительно за счет былых заслуг и великолепных исполнителей. Спектакли Триши Браун парадоксально напомнили запущенные отечественные сады «Спящей красавицы» и «Дон Кихота». Как оказалось, утомиться от самого себя может не только русский классический балет, но и американский современный танец. |