Театральная критика«Спящая красавица» дыбомКарин Сапорта показала в Москве свой новый спектакльВедомости / Вторник 21 ноября 2000 В программе короткометражных Дней современного французского танца, завершившихся в Москве, «Спящая красавица» представляла совместный французско-российский проект: идея принадлежит Олегу Петрову, хореография Карин Сапорта, в спектакле участвовали танцовщики Национального хореографического центра Кана и Нижней Нормандии и Екатеринбургского муниципального театра балета (бывший «Балет плюс»), замысел французской постановочной группы воплощали российские технические службы. Новый спектакль Карин Сапорта в Москве ждали с нетерпением: когда-то она была одной из тех, кто открывал для России новый французский танец. Киноверсия «Невесты с деревянными глазами» и спектакль «Быки Химены», на родине обеспечившие ей статус классика, произвели в России фурор. Изощренная пластика и изысканный видеоряд этих спектаклей именно то, чего жаждала Россия. Сапорта, выпускающая собственные фотоальбомы, работающая в кино и имеющая диплом Сорбонны, виртуозно сочетает в своих спектаклях зрелище для глаз и для головы. Ее новый балет сделан в популярном жанре «классика дыбом». Фонограмма Чайковского распорота на части, сокращена и соединена литературным текстом. Хореография виляет между пуантами и босоногими плясками. Принцесса вместо благонравной розовой пачки носит платье кровавого цвета. По воле создателей новой версии ей суждено родиться в России в конце XIX века, проспать весь ХХ и проснуться в 2000 году под грохот электронной музыки, когда принцев почти полностью смело с лица земли. Воображение поражают возведенные на сцене феерические средневековые палаццо, благородная золотисто-болотно-винная гамма роскошных придворных костюмов, утопающий в листве осенний парк (сценография Жана Бауэра, костюмы Патрика Теруатена). Но, кажется, песочные часы, появляющиеся на сцене в первые секунды спектакля, навсегда застыли в статичном состоянии и время умерло. Попытка поставить на пальцы исполнителей contemporary свежестью не отличается. Умиляться же целых два часа, как вздуваются мышцы не приученных к пуантам ног, как распрямляются волнистые линии пируэтов и скукоживаются строгие очертания аттитюдов и арабесков, скучно. Мучения хореографа, не вдохновленного перипетиями судьбы сказочной принцессы, передались и публике. Но победить один из священных классических балетов Карин Сапорта не удается. Четырехактная «Спящая красавица» не «Лебединое озеро» и не «Жизель». От адаптации и модернизации она в очередной раз отказалась. |