Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Не конкурент

«Фауст» Николая Боярчикова в программе «Золотой маски»

Ведомости / Понедельник 09 апреля 2001
За два дня до оглашения результатов фестиваля «Золотая маска» конкурс классического балета лишился последней интриги. «Фауст» Николая Боярчикова, показанный Санкт-Петербургским театром оперы и балета им. Мусоргского, составить конкуренцию мариинским «Драгоценностям» наверняка не сможет («Послеполуденный отдых фавна» Большого театра числится в номинантах символически: 8-минутную короткометражку в России до сих пор за полноценный спектакль не признают).
Новый балет Боярчикова в Москве ждали. У этого хореографа репутация интеллектуала и философа, которого волнуют не только отвлеченные эстетические категории: он успешно переселил на балетную сцену героев «Пиковой дамы» и «Ромео и Джульетты», «Макбета» и «Женитьбы», «Тихого Дона» и «Петербурга». В 70 — 80-х Боярчиков был одним из лидеров советского балетного авангарда, развивавшим традиции своих учителей: Федора Лопухова, Игоря Бельского, Юрия Григоровича.
Тогда же хореограф начал работать над «Фаустом». Спектакль созревал полтора десятилетия. За это время рухнула социалистическая система, сменились несколько поколений танцовщиков, репертуарная политика театра и вкусы публики. Философскому многословию и лексической незамысловатости теперь предпочитают виртуозное хореографическое мастерство и лаконизм. Трехчасовой спектакль с одним антрактом воспринимается в наше время как пытка балетом. Сочетание фонограммных синтезаторов и живого оркестра (музыку специально для спектакля Боярчикова сочинил Шандор Каллош) режет слух, а сочетание сукна, звездного неба и оголенных софитов (сценография Романа Иванова) выглядит откровенно банальным. Хореограф тоже оказался законсервированным в прошлом веке. Взрывы чувственности по-прежнему обозначаются алым плащом, в который бесконечно пеленает Черный Пудель Фауста, а спасение души Маргариты — сброшенной прямо с небес веревочной лестницей. Монологи Фауста, похожие на вариации всех классических принцев вместе взятых, слеплены по беспроигрышным рецептам: арабеск, жете, пируэт. Выставленный на всеобщее обозрение провал одного из лучших хореографов конца прошлого века обозначил на этот раз крушение целой эстетики — эстетики отечественного многоактного сюжетного балета. А в контексте нынешней «Золотой маски», в которой балет Боярчикова конкурировал только со спектаклями давно скончавшихся классиков-американцев Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса, — это констатация факта, что профессия хореографа в российском классическом балете сегодня себя изжила.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков