Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Три истории

В Москве прошел единственный вечер Датского Королевского балета

Ведомости / Четверг 07 июня 2001
Датский Королевский балет — одна из самых именитых, старинных и респектабельных балетных трупп мира. В Москве ее видели лишь однажды — в 1973 г. Но помнить о грандиозном успехе 30 лет спустя способны лишь профессиональные балетоманы. И все же продюсерской фирме «Постмодерн-театр» удалось не только заполучить танцовщиков из Копенгагена, но и собрать полный четырехъярусный зал Театра оперетты.
Вечер в трех отделениях призван был представить московской публике сразу три сюжета, каждый из которых мог стать основой для отдельного концерта. Во-первых, труппа показала многочисленные фрагменты из спектаклей Августа Бурнонвиля — хореографа, на котором до сих пор базируется слава Датского Королевского балета. Во-вторых, она продемонстрировала, что значит ментальная гибкость в представлении современного европейского балета, исполнив четыре новых спектакля. В-третьих, в роли премьера труппы и хореографа выступил Алексей Ратманский, по инициативе которого Датский Королевский балет и приехал в Москву.
Но Ратманский-танцовщик, которого обожает Москва, свел свое участие в концерте к минимуму, предоставив возможность блеснуть коллегам. Он лишь деликатно напомнил о своем актерском и стилистическом диапазоне, исполнив тарантеллу из «Неаполя» и появившись в балете «Номады». Ратманский-хореограф на этот раз тоже оказался старым знакомым — «Сон Турандот» на музыку Хиндемита, премьера которого состоялась в Дании в мае, обыгрывал приемы уже известных в России «Каприччио» и «Поцелуя феи».
Остальные три современных спектакля, показанные датчанами, тоже не представляют собой ничего экстраординарного. Джон Ноймайер, вот уже 30 лет поставляющий на мировые сцены по несколько премьер в сезон, сделал подарок Датскому Королевскому балету к 250-летию, обыграв в спектакле на музыку «Битлз» легендарную датскую «Сильфиду» и свои экзерсисы в Копенгагене в 1963 г. Но в коллекцию best of Neumeier спектакль явно не попадет. Молодой австралиец Стентон Уэлш, резво осваивающий балетный мир и благодаря компании Алексея Фадеечева и «Постмодерн-театру» ставший в этом сезоне самым раскручиваемым в Москве хореографом, любовным дуэтом «Желание» подтвердил уже сложившуюся репутацию крепкого профессионала и порядочного зануды. А Тим Раштон в «Номадах» на музыку Пярта просто, грамотно и красиво воспроизвел опыт современного американского танца.
И главным сюжетом вечера в полном соответствии с исторической традицией остались спектакли и стиль Августа Бурнонвиля. Для Датского Королевского балета он в одном лице был тем же, кем для русского — Дидло, Мария Тальони и Петипа вместе взятые. То есть основателем самобытной школы, первой супер-звездой, создателем репертуара Датского Королевского балета. Время безграничного царствования Бурнонвиля — с 1830 по 1877 г. — называют «золотым веком» датского балета. Ученик лучших парижских танцмейстеров, на родине, вдали от шумных европейских столиц и меняющихся мод, он культивировал их традиции и сохранил для мира «старую французскую школу» балета, которая теперь известна под маркой «техники Бурнонвиля». В труппе, до сих пор находящейся под патронажем королевской семьи, он ставил идиллические балеты из крестьянской жизни. Они идеально отвечали внутреннему состоянию соотечественников. «Определяющее слово для датчанина — «уютность», — рассказывал на пресс-конференции премьер труппы и эксперт по стилю Бурнонвиля Томас Лунд. А пышные крестьянские костюмы искусно скрадывали недостатки скандинавского телосложения: крепкие шеи, широкие грудные клетки, пухлые руки, далекие от осиных талии, покатые бедра, коротковатые тяжелые ноги с узловатыми икрами. Им было комфортно в стремительности мелких заносок, садистской замедленности поворотов, полетности невысоких прыжков. Многие десятилетия спустя после смерти Бурнонвиля труппа продолжала хранить герметичность, не допуская ни малейших изменений в его спектакли. Репетиторы по-прежнему блюли педантичную точность подъемов ног на 30, 45 и 90 градусов (крестьянкам, эльфам и сильфидам неприлично задирать ноги за уши), низкий взлет в антраша, подчеркивающий ювелирность работы стоп, выверенность до микрона филированных пируэтов, заканчивающихся в идеально выворотную позицию. В мире свершались революции, начинались и заканчивались войны, а Датский Королевский балет продолжал хранить заветы Бурнонвиля и жить эмоциями сильфид и неаполитанских рыбаков. И никто, даже такие харизматические фигуры, как Фокин и Баланчин, не оставили заметного следа пребывания в Дании — труппа была недоступна для инородных влияний.
Но, как оказалось, начало XXI в. отразилось и на Дании. В труппе, еще недавно состоявшей исключительно из датчан, теперь танцуют французы, англичане, американцы, русские, венгры, мексиканцы. И для них Бурнонвиль является почти богом. Но «Сильфида», «Неаполь» и «Ярмарка в Брюгге» составляют теперь чуть меньше половины репертуара театра. Датский Королевский балет, который западные критики любят сравнивать с русским балетом, научившись танцевать Петипа, Баланчина, Форсайта и Матса Эка, вынужден был пожертвовать ради этого безупречной аутентичностью Бурнонвиля.

Современные русские композиторы: Арво Пярт
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков