Театральная критикаМалые голландцыIntrodans в МосквеВедомости / Пятница 24 января 2003 Introdans родился смешением английской конструкции с голландским языком и расшифровывается как Introduction to dans «Приглашение к танцу». Кроме этого гостеприимного названия о выступавшей на Новой сцене Большого театра компании до ее приезда не было известно ничего. В том числе и о стиле, исповедуемом труппой. Двухдневные гастроли дали повод не только обсуждать незнакомую труппу, но и констатировать: в России до сих пор не могут отличить современный балет от современного танца. На пресс-конференции руководители божились, что исповедуют классический танец, а труппу набирают из выпускников престижных балетных школ от парижской LХecole de danse до Московского академического хореографического училища. Однако на афише стояло «модерн-балет». Introdans специалист по балетному просвещению в формате одного вечера. Эта малогабаритная компания, которая и сейчас состоит из 16 танцовщиков, была создана в Арнеме для воспитания зрителя на востоке Нидерландов. Шел 1971 год, и в стране смутно представляли, что такое балет, Ханс ван Манен и Иржи Килиан еще только оттачивали свои батманы. Именно тогда сформировался стиль Introdans ликбез для школьников, их учителей и молодежи: от Баха до Оффенбаха за один вечер, три-четыре одноактных балета-короткометражки, объединенных одной темой. Например, на это Рождество труппа показала программу под названием «Любовь, наслаждение и ложь», в которую вошли одноактный римейк «Баядерки» в постановке бывшего танцовщика компании Адриана Лютейна и знаменитая в Европе версия «Петрушки» финна Йормы Уоттинена. Вообще, несмотря на региональный характер компании, мировые знаменитости для Introdans не редкость: с ней сотрудничали хореографы Уильям Форсайт, Матс Эк, Килиан, Начо Дуато, ван Манен, Кароль Эрмитаж, Хайнц Шпёрли, Охад Нахарин, Жан-Кристоф Майо. В Россию из спектаклей радикальных западных звезд привезли только маленькое соло американца Дэвида Парсонса Caught («Пойманный»), в котором благодаря современной световой установке танцовщик парит над сценой, как ангел. «Ангелы» название всей программы, которая включает еще три спектакля хореографов местного производства: «Мессию» на музыку генделевской оратории, «Пять поэм» на музыку вокального цикла Рихарда Штрауса и «Палимпсест» современного голландского минималиста Симеона тен Холта. На языке балета глобализм обозначает общее образование, которое в наши дни состоит из неоклассических спектаклей Баланчина, Килиана, Форсайта. У Эда Вюббе, Нильса Криста и худрука основателя Introdans Тона Виггерса разные биографии, но общая генеалогия. Три голландца изучили шедевры предшественников на пятерки их балеты тщательно скроены по самым точным лекалам. Предпочтения зависят от личного вкуса: кому-то больше нравятся царящие над миром жестокие ангелы Вюббе в развевающихся белых юбках, кому-то трепетный слабый ангелочек в кудрях Нильса Криста, кому-то витальные существа Виггерса. Искусству этих хореографов недостает лишь лаконичности и смелости взгляда, которые отличают «великих голландцев» Килиана и ван Манена. Однако Россия, в которой по рангу современного балета до сих пор проходят «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского 1940 года рождения и «Спартак» Юрия Григоровича производства 1968 года, нуждается в таких труппах, как Introdans, не меньше восточных провинций Нидерландов. Испортить впечатление не может даже то, что большинство артистов компании в отечественном академическом театре не смогут претендовать даже на место в свите какой-нибудь Феи Канарейки. |