Театральная критикаЗвезды выручили рыцарей и маговЖурнал «Балет» нашел «Душу танца»Ведомости / Пятница 07 марта 2003 Журнал «Балет» вручил свой ежегодный приз «Душа танца». Аналогов у этой премии в России нет, поэтому она числится высшей отечественной наградой профессионального балетного сообщества. Однако делит ее узкий круг членов редколлегии журнала «Балет», и с каждым годом становится все сложнее понять, кто и за что ее получает. В балетном мире давно известно, что журнал, перманентно переживающий тяжелые времена, выдает свой приз по совокупности заслуг деятелей балета былых, настоящих и будущих перед самим собой, прикрывшись романтичными и мало понятными названиями номинаций: «рыцарь балета», «маг танца», «мэтр танца». Многочасовая церемония вручения, проходящая на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и неизменно тормозящаяся заминками, оплошностями и накладками, всегда больше напоминает школьный вечер встречи выпускников. Нервное ожидание и взрывы чувств, которые любят ловить телекамеры, здесь исключены имена обладателей «Душка», как по-свойски переименовали приз балетные, объявляются еще осенью. На самой церемонии под убаюкивающий конферанс лауреатов осыпают блестящими бумажками, летящими прямо с потолка, и вручают чугунную статуэтку, призванную символизировать эфемерную балетную душу. В зале преобладают старшеклассники хореографического училища и балетные пенсионеры, а также друзья, мамы и дети лауреатов. Прошедший лауреатский концерт (как и любой из предыдущих) продемонстрировал случайный набор номеров, собранных с бору по сосенке, и полную оторванность «Души танца» от реальной жизни: исключение обычно составляли только победители в категории «восходящая звезда» (правда, в нее порой залетали и танцовщики с десятилетним стажем). В этом году ситуацию решили подправить. От «рыцарей» (ими в этом году стали Наталия Садовская, несколько десятилетий занимающаяся организацией провинциальных балетных фестивалей, директор Театра балета Бориса Эйфмана Геннадий Альберт и директор балета Мариинки Махар Вазиев), «мэтров» (Анна Редель, половинка знаменитого эстрадного дуэта Редель Хрусталев, и Нинель Юлтыева, первая татарская балерина, а ныне худрук Казанского хореографического училища), «мага» (им посмертно назван пионер российского современного танца Евгений Панфилов) и «учителей» (железная леди пермского балета Людмила Сахарова и репетитор из Большого Марина Кондратьева) не отказались. Но количество номинаций увеличили вдвое Россия до сих пор обладает запасом потенциальных лауреатов на много десятилетий и придумали им не менее вычурные названия. Благодаря этому тягостно-скучный концерт, в котором пытка ученической школьной «Коппелией» пермяков Елены Никифоровой и Михаила Мартынюка сменялась разухабистой «Тарантеллой» солистов Татарского театра Екатерины Бортяковой и Артема Белова, а дуэт из «Кармен» в истеричном исполнении Ирины Голуб и Ислома Баймурадова из Мариинского театра натуральным степом «Танца татарских шакирдов» в исполнении студентов из Казани, все же оказался украшен участием Наталии Ледовской из Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (ей выдана новая награда «звезда балета»), Илзе Лиепы (для нее сочинили приз «актриса»), выступившей с Николаем Цискаридзе в дуэте из «Пиковой дамы», Нины Ананиашвили («королева балета») и Сергея Филина (опять «звезда балета»), которые с коллегами по Большому театру Инной Петровой и Юрием Клевцовым станцевали «Прелести маньеризма» Алексея Ратманского. После этого были и крики «браво!», и корзины цветов, и столпотворение у рампы все признаки настоящей души танца, обычно пролетающей мимо церемонии журнала «Балет». |