Театральная критикаКипящая красавицаДиана Вишнева, Владимир Малахов и балет Григоровича не сошлись темпераментамиВедомости / Вторник 21 сентября 2004 Объединение в дуэт примы Мариинского театра и танцовщика, который делит свое время между Нью-Йорком, Берлином и Веной, еще не так давно было из области фантастики. Сейчас эта пара, станцевавшая в воскресенье на сцене Большого «Спящую красавицу», существует вопреки законам географии, оправдывая превращение искусства в международный глобальный рынок. Нечастые совместные спектакли Вишневой и Малахова вернули балету тот накал страстей, о котором несколько десятилетий можно было прочитать только в мемуарах.Приглашение этих танцовщиков в Москву считалось самым значительным менеджерским успехом Большого театра в проекте смотра международных балетных звезд. Его возродил полгода назад новый худрук балетной труппы Алексей Ратманский. Он не просто стремится заполучить в спектакли Большого именитых артистов, но дает им возможность выступить в любимых партиях, демонстрируя координаты звезд на балетном олимпе. За это время Ратманскому удалось заманить в Москву аргентинца Хулио Бокку, представшего в «Дон Кихоте», и солистов Королевского балета Великобритании Алину Кожокару и Йохана Кобборга, которые станцевали «Жизель» и «Сильфиду». Запредельная плотность расписания Дианы Вишневой и Владимира Малахова выбирать не позволила: втиснуться в давно расписанные графики спектаклей и перелетов удалось лишь «Спящей красавице». Этот спектакль особо любим балетоманами его танцевальное изобилие, как химический реактив, укрупняет достоинства танцовщиков. Впрочем, и недостатки тоже. Но когда Вишнева, перепрыгивая через ступеньки парадной «версальской» лестницы, выбежала на сцену, всякие сомнения должны были развеяться. В колоколообразной, обильно расшитой блестками розовой пачке, обгоняя и без того невероятно разогнавшийся оркестр, балерина не позволяла разглядеть ничего, кроме кипящей лавы своего темперамента. Затянутый в черный строгий камзол Малахов, регулярно танцующий в «Спящей красавице» в Германии, наоборот, даже внешне подчеркнул суровость своего героя: казалось, что во французской сказке из-за какой-то насмешки судьбы заблудился немецкий принц. Эффектно выпрыгнув из-за кулис, он словно попал не в круг собственных подданных, а на незнакомую планету. Когда в сцене видений, где призрак спящей принцессы Авроры является принцу Дезире, Вишнева и Малахов объединились в дуэт, очень хотелось убедить себя, что несовпадение стиля спектакля и стиля танцовщиков лишь частность, а эффект присутствия двух выдающихся мастеров затмевает детали. Но не заметить слишком активной актерской игры Дианы Вишневой оказалось невозможно пастельная «Спящая красавица» Григоровича не рассчитана на жирные масляные краски первозданного спектакля Петипа, в котором так органично выглядит балерина в Петербурге. А фантастические прыжки, в которых Владимир Малахов зависает над головами кордебалета, казались в этом спектакле будто рассчитанными в Центре управления полетами. Если бы в этот момент на сцене были не Вишнева и Малахов, можно было бы рапортовать о выдающемся успехе танцовщиков их профессиональное мастерство соответствовало их же статусу самых титулованных балетных особ современного мира. Однако предыдущие выступления пары приучили к другим параметрам измерения успеха. Если вспомнить об этом, приходится признать, что на сей раз принцесса Аврора и принц Дезире не встретились ни со своим спектаклем, ни друг с другом. |