Театральная критикаТанец мутантовМиф о Немезиде стал полем экспериментаВедомости / Вторник 19 октября 2004 Первым участником московского хореографического фестиваля Grand pas стала культовая английская Random Dance Company во главе с ее основателем и руководителем Уэйном Макгрегором. Хореограф выбрал для презентации свой спектакль «Немезида» танцевальный аналог конструктора «Лего».Уэйн Макгрегор, несмотря на свои 34 года, давно числится среди самых почитаемых хореографов Европы, а «Немезида» два года назад стала одним из главных событий лондонского сезона. Московская публика, захотевшая убедиться в качествах лондонского продукта на сцене Малого театра, была частью вознаграждена, частью озадачена 70-минутным мультимедийным действом. Скорее всего, для многих пришедших, кому приглянулось мифологическое название, оказались неприятными неожиданностями минималистская музыка диджея Сканнера, фотопроекции вместо сценографии и лишенные крыл босые танцовщики. Макгрегор, обратившись к фигуре эллинской богини мщения, не стал песнопевцем. Миф лишь повод для концептуального эксперимента. Хореограф разворачивает его, исследуя возможности человеческого тела. В соавторы он берет исполнителей 11 великолепно подготовленных танцовщиков, которые справедливо значатся соавторами постановки. Они с невероятной изощренностью чередуют текучесть и взрывчатость. Спектакль Макгрегора это квинтэссенция освобожденной танцевальной энергии, в которой возможности танцовщиков кажутся безграничными. «Мне интересна тема измененного состояния человечества. Это балет о мутации и изменениях», говорит Макгрегор об идее своей постановки. Танцовщики, которые в первой части спектакля выходят в традиционных танцевальных костюмах, во второй переодеваются в кожу и удлиняют руки протезами видимо, превращаясь в мутантов, которые, если вспомнить миф, и были орудием греческой Немезиды. Хореограф ставит соло, выстраивает дуэты, скручивает танцовщиков в трио и сбивает их в группы. Но в ансамблях его артисты выглядят не взаимодействующими между собой функциональными схемами, а отдельными идеальными конструкциями. И финальную точку Макгрегор ставит не в многофигурной композиции. Он лично появляется на сцене, чтобы продемонстрировать мастер-класс, в котором оказывается лучшей моделью для собственной хореографии. Для того чтобы выставить свою кандидатуру в номинации лучшего танцовщика сезона, этого достаточно. Но чтобы солировать в конкурсе хореографов «Немезиды», очевидно, не хватит. |