Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Парад монахов и акробатов

«Русский балет» занялся поисками новой хореографии

Ведомости / Среда 12 октября 2005
Базирующийся в Кузьминках областной театр «Русский балет» на один день вырвался в центр Москвы. На сцене Концертного зала им. Чайковского труппа показала одноактные спектакли двух начинающих хореографов — грузина Тамаза Вашакидзе и Индры Рейнхолде из Латвии. Менеджерская виртуозность Вячеслава Гордеева, руководителя «Русского балета», позволила назвать это «мировым проектом «Чехов, Баланчин и другие».Балет из Кузьминок существует на отшибе столичного балетного процесса, но выживать ему позволяет редкое профессиональное чутье Вячеслава Гордеева. Двадцать лет назад благодаря немыслимой энергии и честолюбию своего нынешнего худрука ансамбль Московской филармонии стал одной из первых в стране самостоятельных балетных компаний и обзавелся гордым именем. Несколько лет спустя подобных коллективов стало множество, но все они тешились мечтой об оригинальных творческих программах. Мысль о многофигурных балетах Петипа, переложенных для нескольких ног, многим еще казалась кощунственной, когда Гордеев выпустил в урезанном варианте «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». А когда другие стали воспроизводить классику по его рецепту, Гордеев уже обзавелся многолетними гастрольными контрактами в Германии и Ирландии.
Сейчас в закромах русского балета практически не осталось спектаклей, еще не освоенных труппой с идентичным названием. И вот вслед за Мариинкой и Большим, которые, поэкспериментировав с наследием, занялись поиском актуальных идей, Гордеев тоже обратился к современности, представив Москве сразу двух молодых хореографов — латышку Индру Рейнхолде и грузина Тамаза Вашакидзе.
Вопреки географии, утверждениям политиков и афишной рекламе «мирового проекта», в балете Латвия и Грузия по-прежнему существуют в той системе координат, имя которой — советский балет. И Рейнхолде, и Вашакидзе, судя по всему, свой московский дебют расценили как событие судьбоносное. Первая заставила пуститься в пляс героев чеховского «Черного монаха», второй воззвал к главному национальному авторитету, подкрепив свой «Большой вальс» вывеской «Посвящение Джорджу Баланчину». Один из лучших танцовщиков Грузии, Тамаз Вашакидзе, был участником первой в Советском Союзе постановки балетов Баланчина. Тем не менее следов Баланчина и его культа балерины в его хореографии не найти — зато легко различить драмбалетные приемы Леонида Лавровского (взаимоотношения Художника и Музы перекочевали из «Паганини») и достижения героического танца Юрия Григоровича (главный герой так и норовит взлететь в воздух a la Спартак или Ферхад). Окружив Художника кордебалетом из 20 танцовщиц в белых хитонах, он заставляет их то соединяться, то разбиваться на четверки с четкостью, достойной парада на Красной площади. Девушки полтора часа безостановочно скачут на пальцах, прыгают и вращаются, на поклонах почти ковыляя в кулисы. Нелегкая — в буквальном смысле слова — женская доля достается и Музе: ей приходится прыгать в рыбки вниз головой, бить пуантом в бубен, поднятый на уровень уха, и демонстрировать прочие цирковые навыки. Людмила Коновалова будто создана для ролей балетных вдохновительниц и повелительниц, но хореографу Вашакидзе в отличие от Баланчина не до секретов очарования — ему интереснее загнать солиста в невероятных пируэтах, запустить его окольцовывать сцену jetes en tournent, а потом еще и заставить скручиваться вокруг своей оси в tours en l'air (экзекуции подвергся приглашенный из Большого театра Андрей Евдокимов). Думать о композиции в этой схватке с возможностями техники, безусловно, мелочно.
Хореограф из Латвии Индра Рейнхолде обладает чувством сценического пространства и времени, которого абсолютно лишен ее грузинский коллега, а простые и ясные линии ее «Черного монаха» напоминают мускулатуру олимпийца. Между тем ее опус тоже демонстрирует внимательное изучение творчества предшественников, хотя и других. Метания героя Рейнхолде изобразила, используя старые костыли Бориса Эйфмана: главному персонажу подарила целую команду грез, которую изображают девушки в телесном трико, и четверку двойников, а также бесконечные дуэты с Черным монахом (в этой партии записной принц «Русского балета» Максим Фомин проявил неожиданную харизматичность), которые строятся на заламывании конечностей, прыжках и акробатических поддержках.
Афиша, объединившая чеховский силуэт и кавказский профиль Баланчина, оказалась самым запоминающимся знаком премьеры «Русского балета». Однако, коли новую хореографию принялся насаждать в своем театре Вячеслав Гордеев, это знак, что через несколько лет этим будут озадачены балетные труппы всей страны.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков