Театральная критикаЭлектронная грезаУильям Форсайт напомнил о прекрасной эре ЕкатериныВедомости / Четверг 23 августа 2007 ЭДИНБУРГ Международному фестивалю, в этом году сделавшему ставку на красоты старинной музыки, имя хореографа Уильяма Форсайта призвано придать актуальности и неформальности. И его балет 20-летней давности Impressing the Czar с задачей справился первоклассно.Форсайтовский балет оказался событием, на котором слились вместе респектабельная публика официального международного фестиваля и неформального Фринджа. Королевский балет Фландрии привез в Эдинбург спектакль Форсайта Impressing the Czar балет, после премьеры которого в 1988 г. один из самых талантливых и неоднозначных молодых постановщиков был переведен в статус фигур легендарных. Когда занавес взвивается над сценой с невероятной скоростью, задавая ритм всему спектаклю, на первый взгляд кажется, что ничего особенного Форсайт в театре не придумал: женщины в кринолинах, школьных формах и трико, мужчины один в офисном костюме, другой со стрелами святого Себастьяна. Струнный квартет Бетховена, который прерывается странными, почти бессмысленными текстами и техногенными звуками Тома Виллемса. Движения какой-то гальярды, ускоренные, будто при перемотке кассеты, и большие пируэты на пуантах. Собственно, 20 лет назад так выглядел практически любой балет, пытавшийся прикинуться современным. Сначала подчиняет ритм: он задан с форсайтовской бескомпромиссностью, и кажется, что после каждой своей комбинации танцовщики в кулисах должны умирать. Но мгновение спустя еще большая энергия снова выталкивает их обратно они даже не вылетают, а буквально выпрыгивают на сцену. Potemkin's Signature таково название этой части спектакля в программке. Но Потемкина среди действующих лиц нет подобные имена нужны Форсайту лишь для того, чтобы напомнить о прекрасной эре Екатерины, в которую, по его (достаточно спорному) мнению, зародился великий русский балет. В программке же обозначены Агнесса тетка с детской челкой и ухватками начальницы, ее помощница и бледная копия Роза, Роджер Вилкот неврастеничный очкарик, братья Гримм парочка, принимающая бесконечное число обличий, никак не обозначающийся на сцене мистер Пнут, которого в антракте удается идентифицировать по фотографии как святого Себастьяна, и еще одно такое же условное наименование Па-де-де. Из всей этой смеси, сваренной то на ослепительно ярком огне русского императорского балета, то в кромешной темноте средневековой испанской живописи, Форсайт выстраивает свою эпопею развития классического искусства и классического балета. В интервью, которые перед премьерой раздавала за постановщика руководитель балета Фландрии Кэтрин Беннетс, она не случайно настаивала на важности повествовательной функции спектакля. Но Форсайт всегда верен себе. В Impressing the Czar, как и в других его балетах, та энергия, с какой вскидывается нога, и та сила инерции, которую надо преодолеть для выписывания трех поворотов на кончике пальца, это именно те импульсы, которые предельно правдиво и точно передают движение вселенной. Сам же хореограф, не любящий переводить идеи в слова и практически не ставящий литературных и полнометражных балетов, представил спектакль ослепительно театральный. За столкновением кринолинов и электронной музыки в этой невероятно красивой постановке скрыт не сюжет, а эмоциональное послание, которое Уильям Форсайт отправил миру. И за 20 лет оно не потеряло своей привлекательности. Они это умеют. Королевский балет Фландрии труппа, десятилетиями существовавшая в третьем эшелоне европейских компаний. Она всегда могла доброкачественно разыграть что русскую классику, что Баланчина, но не обладала собственным лицом и творческим потенциалом. Два года назад во главе ее оказалась Кэтрин Беннетс. Эта австралийка 20 лет проработала ассистентом Уильяма Форсайта и выдержала профессиональную шлифовку лучших хореографических сил Европы и Америки. Как танцовщица и педагог Беннетс практически полностью воспроизвела географию пути осевшего в Германии американца Форсайта, пока не стала одним из педагогов его Франкфуртского балета. Заняв пост директора в Антверпене, Беннетс сразу же привлекла внимание к своей труппе: она соблазнила не склонного к сентиментальным возвращениям Форсайта восстановить старый спектакль для Королевского балета Фландрии. |