Театральная критикаСпектакль из страны чудесАмериканские школьницы показали путеводитель по балетуВедомости / Понедельник 27 августа 2007 ЭДИНБУРГ В безграничной и разнообразной программе не знающего никаких формальных ограничений «Фринджа», который традиционно сопровождает респектабельный Эдинбургский международный фестиваль, в этом году нашлось место даже классическим пуантам и пачкам. Незамысловатая, но запоминающаяся детским энтузиазмом «Алиса в Стране чудес» американского Burklyn Youth Ballet идеально отвечает идее «Фринджа».Спектакли «Фринджа» в отличие от разовых топ-акций основного фестиваля идут в режиме кино на каждом поддающемся расчищению квадратном сантиметре городской площади, от церквей до гостиниц и кафе, с девяти утра и далеко за полночь. В течение нескольких недель собирать зрителей изо дня в день удается далеко не всем труппам. Но актовый зал одной из бывших школ на «Алисе в Стране чудес» в исполнении Burklyn Youth Ballet, несмотря на раннее утро, не пустует. Разумеется, большинство зрителей составляют дети в сопровождении бабушек и дедушек. Но взглянуть на танцы двадцати американских школьниц приходят не только они. Действие этого балета, поставленного Джоанной Уайтхилл и Робертом Ройсом на узнаваемую и фонтанирующую танцевальными ритмами музыку «Парижской жизни» Оффенбаха, длится меньше часа, персонажи легко опознаваемы даже без перечитывания Льюиса Кэрролла, а сюжет в изложении детей, непосредственно разыгрывающих каждый условный жест балетной пантомимы, выглядит гораздо более внятным, чем у профессиональных танцовщиков. Игра в балет жанр, который можно было бы с полным основанием указывать на программке, в которой, как в настоящем премьерном буклете, не только перечислены постановщики, исполнительницы всех сольных и второстепенных партий (в труппе только один мальчик Майкл Уайтхилл, появляющийся на мгновение в начале и конце спектакля в роли брата Алисы), но рассказано о каждой из них. Эти тинейджеры, в крошечных американских городках занимающиеся в любительских студиях, приезжают в летние центры, существующие чуть ли не при любой балетной компании Соединенных Штатов. Там между плаванием, теннисом и кино они занимаются хореографией с профессиональными преподавателями. С ними же (направить несколько лучей на танцующих, сделать проекцию из фотографий цветов и птиц, включить на обыкновенном музыкальном центре компакт-диск под силу каждому) в конце стажировки готовят отчетный спектакль для пап и мам, которые приезжают полюбоваться на своих «совсем настоящих балерин». «Алиса в Стране чудес» как раз такой плод лета, проведенного школьницами от 14 до 18 лет в горах Вермонта в занятиях классикой, модерном и джазовым танцем. Эти невыворотные, не тянущие подъема, не прыгающие существа, большинство из которых и не претендуют на балетную карьеру, под воздействием аромата сцены, света, настоящих костюмов, грима, сценографии и нескольких десятков зрителей действительно превращаются в бабочку, и облако, и цветок, и саму Алису. В балете, поставленном с обязательным «взрослым» набором вариаций и невероятным разнообразием комбинаций классического танца (надо отдать должное, фантазия у дуэта вермонтских хореографов работает отлично), педагоги ловко демонстрируют таланты учениц, позволяя восхититься каждой: одна лихо вертится, другая резво скачет на пальцах, у третьей красивые руки, а четвертая, не обладая профессиональными навыками, просто бесшабашно смела. Между прочим, в России сам жанр подобного спектакля тоже известен. Но, выходя на сцену, выпускники государственных хореографических школ преисполняются такой державной ответственности, таким стремлением к космической точности, что страшно даже заподозрить, что балет может для них быть не страшным карающим богом, а просто наслаждением таким же, как болтовня с подружками по телефону и вязание одежды для любимого кролика (это из рассказов участниц Burklyn Youth Ballet, напечатанных в программке). Вероятно, поэтому в наших выпускных концертах все реже встречаются подобные спектакли их заменяют лихие па-де-де из «Дон Кихота» да «Корсара». А этой безыскусной «Алисе» никогда не пробиться на большие сцены и значительные фестивали. Однако на «Фриндже» она выглядит совершенно уместной, превращаясь в путеводитель по балету не только для участников, но и для зрителей. Публика эдинбургских фестивалей, состоящая в основном из молодежи, в мгновение ока стареет на классической части программы лет до 60-70. Но те энергия и энтузиазм, которые просто хлещут со сцены на представлениях «Алисы в Стране чудес», позволяют надеяться, что через несколько лет ее зрители придут и на балеты Форсайта. |