Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Чайка» не взлетела

Хореограф приспособил к танцу Чехова, чтобы предъявить свои взгляды на новаторство в искусстве. Но в поиске новых форм вернулся к старым

Ведомости / Пятница 04 апреля 2008
Борис Эйфман всегда стремился говорить о вечном. О свободе личности и творчества, о толпе и художнике. «Чайка» на его пути была практически неизбежна.
Вслед за Джоном Ноймайером, представившим свою версию «Чайки» (постановки конкурируют на «Золотой маске»), Эйфман переселил персонажей Чехова в мир балета. Его Треплев — начинающий хореограф, Нина — молодая танцовщица, Аркадина — прима-балерина, а Тригорин — их мэтр-педагог. Но дальше Эйфман по пути немецкого коллеги не пошел: он, как всегда, отсек второстепенных персонажей пьесы, а вместе с ними и все приметы дворянского быта, хотя и настрогал звуковое сопровождение из хитов Рахманинова и Скрябина в компьютерной обработке. Эта «Чайка» вынесена во вневременное пространство. Здесь носят гладкие балетные прически и знакомые по предыдущим эйфмановским опусам хламиды, которые могут сойти за бальный наряд и коктейльное платье одновременно. Живут в театральном пространстве, трансформирующемся из репетиционного класса с нависающим под немыслимым углом потолком в зрительный зал с протянувшимся по диагонали занавесом. Особое пространство — у Треплева: конструкция, то заостряющаяся многоугольником, то вытягивающаяся в причудливых восьмерках — символ его творчества.
Отношения здесь тоже сокращены до линейности: все герои балетной «Чайки» ищут в профессиональном признании любви, но добиваются ее в конечном итоге ради зрительского успеха. А по дороге к нему немного страдают от недостатка материнской ласки, творческой фантазии и стабильной балетной техники.
Однако для собирателей полного собрания сочинений хореографа Эйфмана в «Чайке» есть и приятные неожиданности: свою кочующую из спектакля в спектакль лексику хореограф использовал как творческий почерк Тригорина, а для экспериментов Треплева не только пригласил консультанта по хип-хопу, но и сам попытался найти новую пластику — наивную, скованную, похожую на детский лепет. Впрочем, в финале с облегчением вернулся к привычному языку — балет как искусство организован по-военному, и система в нем всегда побеждает единичные прозрения. Маститый наследник Тригорина знает это на собственном опыте.

Чехов на пуантах. Первой перенести Чехова в балет решила Плисецкая: для нее Щедрин написал «Чайку» и «Даму с собачкой». Балет Васильева «Анюта» – это «Анна на шее». Кеннет Макмиллан поставил «Трех сестер», назвав балет «Зимние грезы».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков