Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Старый обряд закончен

Родион Щедрин осуществил мечту творческой молодости: написал оперу о боярыне Морозовой

Ведомости-Пятница / Пятница 27 октября 2006
Щедрин — всегда молодой. Своим обликом — подтянутым, улыбчивым, доброжелательным. И стилем — свежим, звонким, озорным. Кто любит его, кто нет. Одни считают его баловнем успеха, компромиссной фигурой, не дотянувшейся ни до высот индивидуализма, ни до глубин соборной традиции, и даже находят, что его лучшее произведение — «Кармен-сюиту» — написал Бизе. Другие, наоборот, слышат в его музыке счастливое сочетание осмотрительности и дерзости, взгляд поверх барьеров, мудрый союз просвещенного европеизма и русской народности. Но обе стороны сходятся на том, что Щедрин — ослепительный мастер композиторской профессии.
В этом нам и предстоит вновь убедиться. На этот раз первыми. Обычно премьеры опер Щедрина проходят на Западе. «Лолита» — в Стокгольме (дирижировал Ростропович), «Очарованный странник» — в Нью-Йорке (Лорин Маазель). Последняя премьера в Москве — опера «Мертвые души» в Большом театре в 1977 году. Но вот композитор возвращается: на консерваторской сцене в концертном исполнении будет впервые спета «Боярыня Морозова».
Благодарить за это надо Бориса Тевлина — хорового дирижера, профессора консерватории. Опера — подарок Тевлину на 75-летие. Подарок готовился долго — около сорока лет: Щедрин, получается, задумал оперу о старообрядцах еще в 1960-е годы, когда из-под его пера выходили «Ленин в сердце народном» и «Поэтория», где солировала Зыкина. Многие годы он изучал историю раскола и житийную литературу, составлял либретто — а музыку написал быстро и легко, как и подобает мастеру.
«Боярыня Морозова» — по определению автора, «русская хоровая опера», и это буквально так. В ней нет оркестра, только труба и батарея ударных. Зато хор — и участник, и комментатор событий, и средство звукописи: когда поют солисты, хор создает аккомпанирующую партию. Опера с головы до ног русская: Щедрин использует церковную полифонию в архаическом, колючем варианте. Но вокальные партии — по-оперному напевные. На первой репетиции композитор пришел в восторг от Ларисы Костюк: идеальная Морозова — и внешностью, и голосом, и темпераментом.
Консерваторский хор профессора Тевлина поет Щедрина эталонным образом, причем всю оперу наизусть. А композитор требует от хора еще большей выразительности текста. Например, такого: «Выпросил у бога светлую Росию сатона, да же очервленит ю кровию мученическою». Протопоп Аввакум, высказавший это пророчество 350 лет назад, в опере тоже есть: у него приятный тенор, принадлежащий подающему надежды австралийцу Эндрю Гудвину. Под стать ему и другие солисты. Организаторы — центр Classica viva: они же продюсировали концертные исполнения опер, которыми дирижировал Теодор Курентзис. Щедрин, как всегда, в молодой компании, что прекрасно соответствует его молодому искусству.
30 октября, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 229 74 12
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков