Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Две Седьмых

В предрождественские дни в Москве дважды прозвучит симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде

Ведомости-Пятница / Пятница 08 декабря 2006
Декабрь — месяц трудов и сладких ожиданий праздника. Для меломанов — месяц гурманский: лучшие гастролеры, фестивали, цветение прекрасной классики. Ныне против традиций декабря восстает не только погода, но и репертуар. Нет в эти дни ничего менее подходящего, чем играть «Ленинградскую симфонию» Шостаковича, написанную в злопамятные дни 1941 года. Но год Шостаковича — 100 лет. И в течение декабря симфония прозвучит в Москве дважды.
Испытание это не из легких: симфония длинная — целых 75 минут. Но и не из тяжелых: по музыке она проста, написана намеренно доступным языком (ведь должна была патриотически отозваться в каждом сердце), а во многих местах декларативно плакатна. О ее содержании в последние годы спорили. Поводом стало высказывание композитора в книге «Свидетельство: мемуары Дмитрия Шостаковича в записи и под редакцией Соломона Волкова» (подлинность ее также оспаривается): «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий — ненавидел всякий фашизм». Другим аргументом против однозначной военно-патриотической трактовки симфонии было то, что некоторые фрагменты музыки Шостакович написал еще до войны.
Однако достаточно иметь уши, чтобы смысл ключевого эпизода симфонии стал предельно ясен. В музыке обрисована некая сила, которая под барабанный бой движется издалека прямо на нас, с угрожающим оптимизмом и бездушием. Эффектов здесь Шостакович не пожалел. В тот момент, когда нашествие уже топчет нас по самым головам, в оркестре играют целых шесть труб, восемь валторн, шесть тромбонов и туба. На премьерных исполнениях, которые прошли в 1942 году сначала в Куйбышеве, а потом прямо в блокадном Ленинграде, чтобы укомплектовать полный состав оркестра, оркестрантов отзывали с фронта — укрепить дух защитников музыкой было важнее.
Впрочем, есть в симфонии музыка гораздо лучше — это вторая часть: нежное скерцо, написанное с меланхолией и юмором. Мелодия столь деликатна и интеллигентна, что просто сердце щемит. Шостакович хотел назвать эту часть «Воспоминание». Сегодня вся та эпоха -молодость наших родителей, поэтому и у нас насчет «Ленинградской симфонии» есть свои сантименты.
Один раз симфония прозвучит в исполнении Российского национального оркестра под началом Михаила Плетнева. Тема творчества Плетнева — прошлое, в которое он уходит от современности; окопы Ленинграда — один из его крайних рубежей.
Другой раз «Ленинградскую» сыграют силами оркестра «Новая Россия», которым продирижирует сын Шостаковича Максим. Этот концерт интересен тем, что Седьмую симфонию сыграют под экраном, на котором будет идти кинохроника 20-40-х годов. Это тщательно продуманный проект, уже с успехом обкатанный в Лондоне и Петербурге. Замысел называется «Синемафония» и напоминает о синтетических идеях Скрябина. Состав авторов — сам по себе шедевр. Автор-конструктор — физик Сергей Давитая. Автор сценария — Тонино Гуэрра. Автор музыкального сценария — Рудольф Баршай. Автор исторического сценария — академик-блокадник Юрий Колосов. «Синтез-режиссер» — Георгий Параджанов (племянник). Консультанты — академик Наталья Бехтерева, вдова композитора Ирина Шостакович и генерал Варенников. Есть еще автор композиторского сценария — ученик Шостаковича Борис Тищенко, который по ходу работы совершил открытие: эпизод нашествия длится ровно 666 секунд.
Может быть, действительно Шостакович думал не совсем о фашистах?
14 декабря, «Синемафония». Максим Шостакович, Зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 299 39 57
28 декабря, Бах, Дворжак, Шостакович. Михаил Плетнев, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 81 83
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков