Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Кто-то вспомнил о свободе

«Московский форум» не безмолвствует: столичный фестиваль современной музыки проводится в десятый раз

Ведомости-Пятница / Пятница 06 апреля 2007
В дни, когда проходят два фестиваля национального масштаба, Пасхальный и «Золотая маска», в Рахманиновском зале консерватории грозит завернуться дело много более камерное, специфическое, но не менее важное — единственный в столице фестиваль современной музыки «Московский форум».
Композиторы современные — каста, которая охраняет свою территорию и знает правила поведения. Если вы написали музыку к фильму, с вами никто здороваться уже не станет. По крайней мере, на приличные фестивали современной музыки не пригласят.
«Московский форум» не столь высокомерен. Им руководит композитор Владимир Тарнопольский — человек широких взглядов, умеющий с юмором относиться к цеховым табу. Но и на его фестивале тон задает так называемый высокий авангард. «Салют Кодуэллу» немецкого композитора, левака-марксиста Хельмута Лахенманна хорошо иллюстрирует, что это такое: в нотах нет ни одной ноты, запись представляет собой систему особых знаков, руководствуясь которыми два гитариста издают точно спроектированный и капитально организованный хруст.
Композитор Николай Хруст и его сподвижники из московской группы «Пластика звука» Лахенманну не подражают. Однако они тоже углублены в звуковые поиски, в которых не преуспеешь, не зная досконально возможностей музыкальных инструментов. Поэтому, например, композитор Владимир Горлинский играет на всех инструментах, сам записывает свою музыку по фразам в компьютер, монтирует и, только убедившись в точности звукового расчета, поручает исполнителям.
Главный участник фестиваля — немецкий ансамбль Recherche. Флейта, гобой, кларнет, скрипка, альт, виолончель, рояль и ударные — восемь человек обходятся без дирижера (другие подобные ансамбли нуждаются в указке, даже если играют всего пять музыкантов) и ухитряются сходиться в музыке самой невероятной сложности. Например, в произведениях Сальваторе Шаррино — одного из асов авангарда, которого можно назвать композитором тишины. Его музыка не звуки, а призвуки, не тоны, а обертоны. А кажется, что звучит воздух.
Этот концерт соседствует с программой Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Самым громким опусом будет ритуальная «Акция» Владимира Мартынова. Мартынов — композитор не самый элитарный, и даже пишет для кино (из последних работ — фильм «Остров»), но, как уже было сказано, на «Московском форуме» хорошей музыке попустительствуют. Квартет ансамбля «Студия новой музыки» даже взялся — впервые отечественными силами — исполнить шедевр минимализма: «Different Trains» Стива Райха, где музыкальные фразы рождаются из засэмплированных объявлений на вокзале.
И уж совсем демократичен грандиозный «Союз рабочих» голландца Луи Андриссена, который «Студия» в полном составе отгрохает на закрытии.
Леваков в программе много — один американец Фредерик Ржевский с его «Маяковским» чего стоит, но есть и композиторы, которых роднит дух музыкального протестантизма, вроде Мортона Фелдмана и Галины Уствольской — их свел в своей программе пианист Алексей Любимов. А его коллега американец Марк Понтюс и вовсе свел Бетховена и Пьера Булеза.
Десятый «Форум» называется как манифест — «Свобода звука». Конечно, это философская позиция. Быть свободным в пределах регламентированных и загрязненных территорий почти невозможно. Но они роют. И в поисках свободы зарываются вглубь — в природу звука, в щели между звуком и скрипом, звуком и текстом, звуком и тишиной. Между высказыванием и безмолвием.
9-14 апреля, Рахманиновский зал консерватории
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков