Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Иисус? Какая прелесть!

Дирижер Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр исполнят ораторию Гектора Берлиоза — о том, как неверные однажды нам Спасителя спасли

Ведомости-Пятница / Пятница 01 февраля 2008
Как часто бывает с шедеврами, оратория Берлиоза «Детство Христа» возникла почти случайно. Автор «Фантастической симфонии», уже в преклонном возрасте, отчаявшись обрести признание у капризных парижан, вовсе перестал писать музыку. Но как-то раз за преферансом один из приятелей попросил Берлиоза сочинить ему миниатюру в альбом. Недолго думая, композитор набросал небольшой эскиз, который понравился ему самому своей наивностью и светом. Берлиоз всегда мыслил музыку в связи с литературными образами, и вот уже в его воображении возник сюжет: Святое семейство бежит от преследования Ирода в Египет, а пастухи из Вифлеема поют им вслед незатейливый хор.
Вскоре Берлиозу понадобилось заполнить брешь в одной из своих программ, которые он давал в качестве дирижера. Он знал, что имя Берлиоза-композитора лишь отпугнет соотечественников и подписал пастушеский хор именем Пьера Дюкре — якобы забытого композитора XVII века. Мистификация прошла на ура, некая дама из числа слушателей восторженно произнесла: «Ах, вот если бы наш Берлиоз так умел писать…»
Подлинный автор и не думал обольщаться по поводу успеха Пьера Дюкре, тем не менее к «Прощанью пастухов» само собой прибавились другие эпизоды, и вот уже образовалась целая оратория. «Детство Христа» мало походило на другие сочинения Берлиоза: романтические гиперболы уступили место настроению простоты и целомудрия.
В первой части оратории немало времени уделено понятным волнениям Ирода, а кончается она хоровым предупреждением ангелов, звучащим из-за кулис. Вторую часть украшают те самые пастухи. А к третьей части «Детства Христа» Иосиф и Мария, выбившись из сил, приходят наконец в римский город Саис в дельте Нила. Малютка еле дышит, несчастные иудеи просят воды и крова, но местные гонят их прочь. И только семья добросердечных измаильтян, помня, что их общим предком был Авраам, он же Ибрахим, милостиво распахивает перед ними двери.
Поскольку Матфей уделил эпизоду бег­ства в Египет всего несколько слов, Берлиоз сам написал текст, стараясь сделать его простым и выразительным. «Мою жену зовут Мария, я — Иосиф, а это наш сын — Иисус», — представляются беглецы. «Иисус? Какая прелесть!» — восклицает расчувствовавшийся глава семейства измаильтян, глядя на крошку.
Тогда маленькие измаильтяне берут инструменты и играют для гостей Трио, редкий у Берлиоза образец инструментальной камерной музыки — пьесу в старинном духе для арфы и двух флейт, прозрачную и счаст­ливую, как воспоминание о детском празднике. Святое семейство обретает недолгий покой, а заканчивается оратория поучительной сентенцией рассказчика: «Так неверные однажды нам Спасителя спасли».
В 1854 году «Детство Христа» все-таки прозвучало в Париже, и — редкий случай! — Берлиоз имел у соотечественников успех.
Ныне в христианском мире эту ораторию нередко исполняют в дни рождественских праздников. Дело это трудоподъемное: у нас кроме ведомого Владимиром Федосеевым Большого симфонического оркестра в оратории будут заняты взрослый хор под руководством Владимира Минина, детский хор под руководством Александра Пономарева, а также пять певцов-солистов — все они специально выписаны из Франции и Швейцарии.
5 февраля, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 232 53 53

Мистификация прошла на ура, некая дама из числа слушателей восторженно произнесла: «Ах, вот если бы наш Берлиоз так умел писать…»
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков