Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Заспиртошки доктора Боткина

Петр Поспелов о снах и реальности

Ведомости-Пятница / Пятница 21 марта 2008
Подлинная музыка не имеет возраста.
А самая удачная чем старше, тем моложе
Многим кажется, что классическая музыка вся сосредоточена в давно известных заведениях. Так думал и я — до недавних пор, пока не обнаружил в милом уголке Москвы неизвестный мне зал в старинном особняке. Особняк был обставлен в стиле просвещенной современности. При зале я нашел библиотеку, где тут же завел абонемент, кафе, где смолотил бутерброд, и книжный магазин, где купил сборник эссе моего любимого Папчерст­велла. Восхитившись, я напросился на прием к директору зала.
Директор встретил меня приветливо и рассказал, что полтораста лет назад дом принадлежал Боткиным, один из которых был знаменитым врачом. Более того, с блеском в глазах поведал мне директор, в соседнем крыле здания до сих пор в стеклянных банках содержится несколько боткинских заспиртошек.
Один заспиртошка был сделан Боткиным из трагика Моржова, скончавшегося от белой горячки. Основой для другого послужил новопреставленный младенец Кит. Для третьего — негр-циркач Адольфо Сервантес, попавший под слона. Для четвертого — неудачливый народоволец Грохов. Остальные принадлежали неустановленным лицам, чьей посмертной участью не заинтересовались родственники.
В 1918 году Наркомздрав отдал лабораторию под присмотр двух талантливых выпускников реального училища. Белов и Тимофеев сберегли заспиртошек от корыстных нэпманов и помешанных вредителей. В 1952 году реалистов определили по делу врачей, но, к счастью, они вернулись в любимый дом и очень пригодились, поскольку в 1958 году власти захотели подарить нескольких заспиртошек Вану Клиберну, но Белов и Тимофеев их спрятали. Более серьезным испытанием стал 1968 год, когда в особняке расквартировали прогрессивных чехословацких писателей, а те в порыве творчества чуть не побили все стекло. Дочь Белова не захотела продолжить дело отца и упорхнула в Санта-Монику, но при заспиртошках остались два сына Тимофеева — близнецы, названные Белов и Тимофеев. Раз в десять лет случался пожар или государственный кризис, но заспиртошки и поныне живут в темной лаборатории под туго завинченными крышками. Ничто не нарушает их покоя, а когда из концертного зала доносится музыка, на их сморщенных личиках появляется подобие улыбки и они тихим хором подпевают.
Меня директор к заспиртошкам не пустил — не из вредности, а потому что начинался концерт, в котором, он уверил меня, будут сюрпризы. Публика заполнила старинный уютный зал. Белов держал вступительное слово, а Тимофеев снимал концерт на видеокамеру. Музыканты играли вдохновенно, но самое главное — давно знакомые произведения великих композиторов теперь раскрывались мне в их истинной сути. Подлинная музыка, думал я, не имеет возраста. А самая удачная, это я прочел уже у Папчерствелла, чем старше, тем моложе. «Бранденбургский концерт» звучал так, что хотелось расхаживать при шпорах и сабле. От звуков «Осенней песни» наворачивались слезы. А от ритмов «Арагонской хоты» ноги сами шли в пляс. Исполнялся и шедевр авангарда — «Текстуры-54». Но оказалось, его автор, композитор Пьер Успенский, недавно встретил в Санта-Монике нашу улыбу, Надю Белову-Жоли, и отправил через нее в Москву новую версию произведения, старую же исполнять запретил. Зачем живой классик испортил свой opus magnum, я так и не понял. Слушая «Текстуры-08», я попросту уснул.
Но музыка сменилась художественным чтением, и близнецы представили публике своих питомцев. Трагик Моржов декламировал монолог из Коцебу, да так, что тряслись стекла. Черный как сажа Адольфо Сервантес одной рукой поднимал рояль вместе с пианисткой. А народоволец Грохов, лишенный талантов, только крутил сушеной бородой и держал на коленях малютку Кита, хлопавшего в ладошки. Публика тоже аплодировала до упаду.
Когда я проснулся, Белов и Тимофеев уже увели питомцев и рассадили их обратно по банкам. Все были довольны: концерт удался, а его слегка сокращенная видеозапись скоро появится на лицензионном DVD.

Народоволец Грохов, лишенный талантов, только крутил сушеной бородой и держал на коленях малютку Кита, хлопавшего в ладошки
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков