Театральная критикаКрушение запретовМихайловский театр возвращает публику во времена примадоннВедомости-Пятница / Пятница 04 июля 2008 Крушение запретов В конце этого сезона в российском оперном театре произошло невероятное событие. Заезжий итальянский тенор Франческо Мели, исполнявший партию Неморино в опере Доницетти «Любовный напиток» на сцене Михайловского театра в Петербурге, спел романс «Una furtiva lagrima» настолько превосходно, что публика не переставала аплодировать до тех пор, пока певец не согласился его повторить, и действительно это сделал. В прежние века такое было в порядке вещей. На премьерах опер Моцарта и Сальери публика заставляла певцов бисировать чуть ли не каждую арию. Император даже пробовал издать запрещающий указ, чтобы опера не получалась вдвое дольше написанной. Но с конца XIX века стала набирать силу, а в XX столетии всецело восторжествовала идея так называемого художественного целого. Стало считаться, что аплодисменты по ходу пьесы это целое разрушают, что наслаждаться индивидуальным триумфом, вынуждая действие остановиться, настоящий артист не должен. Максимум, что ему позволено, замереть стоп-кадром, ничем не выдавая, что он слышит рукоплескания зала, и потом продолжить, как будто их и не было. И вот запрет рухнул. И оперный слушатель принял это крушение с восторгом. Нанесен первый удар оперному театру XX века, в котором торжествовали интендантские и режиссерские концепции. Сделан первый шаг в театр будущего (или прошлого, тут вы, читатель, выбирайте сами), в театр премьеров и примадонн. У этого исторического события есть автор. Его зовут Владимир Кехман, он бизнесмен, недавно возглавил Михайловский театр. Петербургская публика восприняла его как подозрительного дядьку от коммерции. Он же начал вкладывать в театр собственные деньги. Петербургская публика, да и мы в Москве знали, что в Петербурге есть Мариинский театр и Валерий Гергиев, ну и еще две неплохие маленькие труппы («Зазеркалье» и «Санктъ-Петербургъ Опера»). Но Михайловского театра словно не существовало, хотя там ежедневно что-то шло. Теперь же что ни месяц, так Михайловский театр и Кехман поставляют информационный повод. Кехман позвал Образцову и Рузиматова руководить оперой и балетом. Кехман нанял дирижера-итальянца. Кехман велел прежнему дирижеру дирижировать побыстрее, а когда тот возразил, то прогнал его. Кехман купил в Италии постановку Лилианы Кавани. Кехман нанимает итальянцев и не дает петь собственной труппе. Кехман сначала пригласил, а потом прогнал Александра Сокурова. Кехман вывозит Михайловский театр в Лондон. Кехман вывозит Михайловский театр в Москву. К нам везут как раз ту самую оперу Доницетти «Любовный напиток» и покажут ее не где-нибудь, а на сцене Большого театра. Поставили спектакль итальянцы не так уж важно какие, если исполнять партию Неморино будет тот самый Франческо Мели, которого на премьере в Петербурге заставляли дважды петь «Una furtiva lagrima». Кстати, я совершенно не призываю Москву следовать примеру Петербурга. А то еще каждый начнет бисировать свои арии и императору снова придется издавать запретительный указ. 11, 12 июля, на Новой сцене Большого театра, Театральная пл., 1, тел. 250 73 17 |