Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Союз искусств распался

Петр Поспелов о запоздалых надеждах

Ведомости-Пятница / Пятница 17 октября 2008
Владимир Юровский дирижирует Стравинского. Монографическая программа в зале Чайковского: Симфония в трех движениях, Фортепианный концерт, а на закуску — «Весна священная». Пять труб, восемь валторн, два литавриста — у каждого по многу котлов, батарея ударных. Это надо видеть. Зрелище предстоит невероятное.
Любите зрелища — идите в театры, скажут мне. Пойду, но и там устроюсь так, чтобы поменьше видеть сцену, а оркестровую яму и дирижера — побольше. В оперном театре все самые интересные события происходят в оркестре. Истинных певцов-артистов у нас, пожалуй, и не встретишь, а уж режиссеры сделали все, чтобы мы от сцены отвернулись. Лидирует Большой театр. Последняя стоящая оперная премьера там состоялась два года назад. Это был «Евгений Онегин» Чайковского, которого поставил и оформил Дмитрий Черняков. С тех пор — одни слезы. В Большом театре сделали спектакли Александр Сокуров, Валерий Фокин, Дэвид Паунтни и Эймунтас Някрошюс. Каждый был полон прекрасных намерений. На каждого мы возлагали надежды. В прочих оперных театрах реже ставят режиссеры-звезды, но и там ситуация ровно та же. Главный герой постановки «Лоэнгрина» в Новой опере — дирижер Ян Латам-Кениг. «Пеллеаса и Мелизанды» в Станиславского и Немировича-Данченко — дирижер Марк Минковски. Когда Новосибирский оперный, наш флагман новизны, привозил «Свадьбу Фигаро» Моцарта, вся суть свелась к оркестру, которым дирижировал Теодор Курентзис. На сцену лучше было не смотреть.
Возможно, режиссеры не просто терпят неудачи, к которым следует отнестись стоически, надеясь на то, что очередной невод принесет золотую рыбку. Возможно, сама позиция режиссера-автора, истолковывающего классическую оперу, пережила свои славные времена.
Посмотрев недавно две продукции Мариинского театра, я наткнулся на примеры обратного свойства. Опера Александра Смелкова «Братья Карамазовы» — эдакая типовая опера ХХ века — по музыке ничем не запомнилась. Но поставлена, оформлена и исполнительски упакована она блестяще. Опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» — высококультурный опус — тоже превратилась в отменное зрелище, где сюжет, пространство и акустика значат больше композитора. С текстами, которые (еще) не стали классикой, постановщикам проще: на их фоне они становятся главными авторами спектакля.
Либо музыка, либо сцена. В лучшем случае, то и другое по отдель­ности. На Западе процесс начался много раньше и принес свои плоды. В странах, где оперный театр является одним из мест общественной дискуссии (особенно в Германии), именно разрыв между сценой и музыкой провоцирует в зрителе работу ума. Собравшись в опере, люди размышляют о ценностях современного мира, а композитор-классик и режиссер-актуализатор с двух сторон кидают им подсказки.
В России гражданское общество, готовое к подобной дискуссии, имелось в 90-е годы. Тогда Большой еще пребывал в застойной спячке, а по части спорности лидировал маленький театр «Геликон-опера». Обсуждать его премьеры, по музыкальной части иногда ужасающие, было интереснее, чем национального масштаба свершения Валерия Гергиева.
«Геликон», очевидно, выполнил свою историческую миссию, и сегодня про него уже никто не говорит. Другие же театры проснулись и стали восполнять то, что они упустили в 90-е годы. Но зрителю это было нужно именно в 90-е, а сегодня к общественной дискуссии интереса у него уже нет.
В области современного искусства ситуация та же. «Винзавод» нужно было открыть в 90-е. Одной из попыток создать иллюзию, что живая дискуссия тех лет продолжается, стал фестиваль «Территория» — запоздалое создание богатых 2000-х. На премьере оперы Алексея Сюмака «Станция» все было, как в 90-е: и неуютное железо андеграунда, и молодые лица студентов, и синтез искусств. Но современная жизнь, в которой музыка, театр и зритель бредут разными путями, была в Большом театре на премьере «Китежа» в постановке Някрошюса, где к концу представления на сцене осталось больше народа, чем в зрительном зале.
А «Весна священная» в зале Чайковского — вот где пиршество для глаз.

Режиссеры сделали все, чтобы мы отвернулись от сцены

Современные русские композиторы: Родион Щедрин, Александр Смелков
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков