Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Жить торопится

Новый «Евгений Онегин» пал жертвой скоростей

Ведомости / Среда 02 мая 2007
Свежая версия оперы Чайковского в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко заменила собою снятый со сцены спектакль Станиславского. Однако взамен классике постановщики смогли предложить лишь недоделку.Все театры должны обновляться, театры с историей вынуждены обновлять даже свой музейный золотой фонд: из классики выветривается жизнь, и она перестает быть классикой. Процесс обновления в нашем оперном театре начался с запозданием: по идее, он был бы уместен в эпоху перестройки, но тогда все были озабочены лишь выживанием. Сегодня пора возвращаться к традиционной эстетике, но театры еще не успели всласть от нее отдохнуть. И появляются спектакли, задуманные сразу в две стороны, в которых новации мешаются с реставрационными тенденциями.
Режиссер Дмитрий Черняков, ставивший «Евгения Онегина» в Большом театре, сознательно сыграл на этом противоречии и в целом одержал победу. «Борис Годунов», сделанный там же Александром Сокуровым, не стал художественным достижением, но совершил технологический рывок. В новом «Евгении Онегине» Театра Станиславского, к сожалению, нет ни того ни другого.
Спектакль, разговор о котором шел еще лет шесть назад (тогда сторонники версии Станиславского даже организовывали коллективные письма в ее защиту), выглядит так, словно его наскоро придумали вчера, не успели поставить и отрепетировать. Все это не похоже на почерк режиссера Александра Тителя, который приучил нас к театру, любовно продуманному до мелочей.
Красивые решения есть. Вот пейзанки разбрасывают осенние листья, потом снег. Вот дворники швабрами очищают сцену. Вот они же швабрами выметают труп Ленского. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив. Вот эффектно оживают набеленные статуи и принимаются стайкой бродить по сцене, подглядывая за героями (подобным образом персонажей «Кольца нибелунга» созерцали огромные боги в Мариинском театре). Вот они замерли от любопытства: прогонит княгиня Гремина Онегина или же на этот раз опера Чайковского пойдет по счастливому сценарию? Целиком придумана одна сцена — бал у Лариных. Ловким приемом вдруг выгораживается гардеробная, и выяснение отношений между Ольгой и двумя ее кавалерами сразу напоминает обстановку киностудии, где актерская молодежь примеряет на себя пушкинские костюмы и роли. Так в ранних фильмах Сергея Соловьева рифмовалась молодость и вечно живая классика. У Александра Тителя тема молодости тоже любимая. У него все молодые, включая няню, Ларину, Гремина. Ради контраста в роли месье Трике является экс-премьер театра, героический тенор Вячеслав Осипов. Совсем не на пользу музыке, но идею поколений символизирует.
Однако все изюминки, увы, тонут в море ходульных и непроработанных мизансцен, решенных, как говорят музыканты, «крупным помолом». Начальные картины вообще не сделаны — чтобы как-то сгруппировать актеров в огромном пространстве, понадобился висячий мост (он был к месту в «Кармен», другом спектакле Тителя). Отповедь Онегина Татьяне на фоне развешанных простынь — едва ли золотая идея. Крестьянские хоры и пляски для простоты дела купированы, и апелляция Ольги, решившей поплясать, лишилась адреса.
Сценография «Онегина» сделана по строгому макету покойного Давида Боровского и красиво освещена Дамиром Исмагиловым. Колонны — привет спектаклю Станиславского. Но они еще и вписывают действие в лунный цикл: клонятся набок, как ось небесного светила, поворачиваются черной либо белой стороной. Эта лаконичная определенность не знает полутонов: мир оперы Чайковского оказывается четко разделен на «день забот» и «тьмы приход».
Молодость певцов также имеет обратную сторону — зрелых вокальных работ в спектакле нет. Хор звучит очень хорошо, оркестр тоже — но все это не благодаря, а вопреки дирижерской палочке Феликса Коробова. Главный дирижер театра славится любовью к быстрым темпам: бывало, разгоняет какую-нибудь увертюру до предельной скорости. Но партитура «Онегина» не проходит теста на столь лихой стиль: темпы лихорадочно убыстрены и не оставляют певцам шанса пропеть положенный текст. В письме Татьяны споткнулся прелестный гобой, а Полонез, в чьей репризе Коробов вдруг поддал газу, спасло лишь то, что авторы спектакля избавили себя от постановки танцев.
В сухом остатке новый «Евгений Онегин» — красивая картинка, вместившая в себя недоношенную студийную работу. Морально устаревший шедевр Станиславского заменил спектакль, не успевший морально родиться.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков