Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Скинуть сотню лет

Шедевр Дебюсси — Метерлинка добрался до России

Ведомости / Четверг 21 июня 2007
Завтра и послезавтра в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко завершается серия представлений оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», проходящая в рамках Чеховского фестиваля. Вместе с французскими партнерами московский театр создал продукт мирового качества.Французский культурный центр давно мечтал свести Москву с блестящими парижанами — дирижером Марком Минковским, режиссером Оливье Пи и певцом Франсуа Ле Ру. Предметом союза должны были стать «Пеллеас и Мелизанда» — шедевр Дебюсси по Метерлинку (1902), который непостижимым образом миновал российскую сцену (лишь одна неудавшаяся постановка в 1915 г.), несмотря на то что Дебюсси ценили в России, а по Метерлинку в пору символизма просто сходили с ума.
В последние годы французы предлагали содействие московским сценам. В Большом театре, куда избегают приглашать слишком знаменитых европейских дирижеров, проект не состоялся, а вот музыкальный театр на Большой Дмитровке как раз и стал тем местом, где восторжествовала историческая справедливость.
Тон задавали французы, и в первую очередь Марк Минковский. Специалист по барокко, интерпретатор веселых оперетт Оффенбаха, он и в сумрачной, тягучей вязи партитуры «Пеллеаса» проявил себя заботливым и сдержанным распорядителем. От оркестра российского театра он добился многого — аккуратности, взаимослышания и понимания оттенков, много более важных у Дебюсси, чем эффекты и контрасты. Нельзя сказать, что оркестр зазвучал прямо-таки по-французски: некоторая сухость у струнных все же давала о себе знать, атмосфере не хватало влажности — но еще недавно мы были убеждены, что российским театральным оркестрам Дебюсси и вовсе не плечу.
Франсуа Ле Ру, многолетний исполнитель оперы Дебюсси на лучших сценах мира, своим свободным пением и точно рассчитанной игрой подтвердил тот факт, что главной партией в «Пеллеасе и Мелизанде», вопреки названию, является партия ревнивого страдальца Голо. Молодой баритон Жан-Себастьян Бу распелся лишь к концу оперы, но был всюду тонок, точен, сценически подвижен, а его несчастный вид не оставлял сомнений в том, что бедному Пеллеасу с самого начала уготована участь жертвы стечения невнятных обстоятельств. Мелизанда удивила особенно: молодая певица Софи Марен-Дегор обнаружила большой и звучный голос, нигде не звучавший напряженно, а стройной фигурой и резвостью ног оказалась под стать танцовщице. Ее таинственного происхождения героиня, которой авторами предписано пассивно следовать предопределениям судьбы, вдруг проявила эгоистичную любвеобильность и даже завидные волевые качества.
Причина в том, что французская артистка отлично справилась сразу с двумя произведениями: оперой Дебюсси и постановкой Оливье Пи — а это совсем не одно и то же. Пожалуй, для первого знакомства «Пеллеаса» стоило бы представить московской публике в соответствии с оригиналом. Признанный режиссер от оригинала сильно отступил, создав вместе со своим постоянным художником Пьером-Андре Вейцем постоянно движущуюся и складывающуюся по всем линиям архитектурную конструкцию, жесткие контуры которой никак не корреспондируют с мягкой текучестью, а временами и бесплотностью музыки Дебюсси. Нравы у персонажей режиссера Пи много современнее, чем у томимых невысказанной любовью героев Метерлинка. Поэтичная сцена с распущенными волосами Мелизанды превращена в сексуальную игру с привязыванием, а малолетний Иньольд не расстается с ножом или пистолетом. Однако спектакль технически безупречно подготовлен и отлично отрепетирован — в том числе и внушительной бригадой рабочих, чье зримое участие принесло в спектакль толпу ненужных сценических фигур.
Нужными фигурами оказались Наталья Владимирская и Валерия Зайцева, грамотно спевшие маленькие партии, и особенно бас Дмитрий Степанович, исполнивший партию старого короля с такой проникновенной осмысленностью интонации, какая почти не встречается у профессионалов вокала.
С премьерой «Пеллеаса и Мелизанды» второй оперный театр Москвы совершил прорыв к практике международного сотрудничества. Но это не пополнение постоянного репертуара, а фестивальная акция: ее повторение в следующем сезоне пока остается под вопросом.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков