Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Колокола сквозь струны

В «Школе драматического искусства» учреждена музыкальная лаборатория. Первый лабораторный опыт посвятили колоколам

Ведомости / Четверг 27 ноября 2008
Бывший театр Анатолия Васильева остается театром-лабораторией. Более того, лаборатории уже ведут и артисты со стороны, не ходившие у Васильева в учениках. Один из них — 32-летний пианист Петр Айду, играющий на всех клавишных инструментах, а также на лютне, исследователь, реставратор инструментов и, как отзываются о нем в ЖЖ девушки, «самый стильный мужчина театра».
Проект, им придуманный и проведенный, назывался «Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков», хотя самих колоколов в нем не было: звучали пьесы, в которых композиторы четырех столетий так или иначе отразили колокольный звон.
Программа получилась запредельно пестрая — в ней соседствовали клавесинная пьеса Уильяма Берда The Bell времен английского Возрождения и переложение большого колокольного звона из «Бориса Годунова» Мусоргского, «Виселица» Равеля с отзвуками похоронного звона и веселые «Колокола» группы «Вежливый отказ», которые Петр Айду и Федор Амиров изобразили в два рояля при участии музыкантов самой группы.
Соединение старинной и современной, классической и неакадемической музыки не новость. Но музыканты поколения Айду и Амирова слышат как единый текст уже всю культуру насквозь, концептуально глядя поверх стилей, а музыкально — наслаждаясь тонкими стилистическими различиями. Если для альтернативы 70-90-х романтизм был почти что кичем, то нынешние музыканты не бегут даже и салона вроде Ноктюрна Луи Лефебюра-Вали. Паганиниевскую Кампанеллу Листа Айду играл на аутентичном инструменте 80-х гг. XIX в., и он звучал нежнее современного, но ради колокольной пьесы Рахманинова понадобились два современных рояля, на них же прозвучал «Звон» — гордая и статичная, ни на кого не похожая композиция 1970-х Павла Маркелова, композитора и практикующего звонаря. В ход пошел даже итальянский оперный веризм. Пусть Наталия Павлова спела арию из «Валли» Каталани хотя и выразительно, но несколько неумело, чего стоила аранжировка — старинный рояль, старинная флейта и фисгармония!
Цельность (не скажу — стройность) программе сообщила свобода присвоения музыкантами текстов эпох. Концерт превратился в один большой опус, и повинны в этом были, наверное, все-таки колокола, погрузившие затемненное пространство зала «Манеж» в транс — звучала ли на самом деле лютня, рояли или верджинал.
Особо значительное место в концерте заняли два сочинения. Одно — филигранно сыгранные Федором Амировым «Колокола печали и слезы прощания» раннего Мессиана, кажущаяся нескончаемой прелюдия, в которой сквозь изящный французский стиль уже проступает будущий системный стиль самого композитора. Другое — масштабно поданный Петром Айду «Ярило» Николая Корндорфа, опус в силу языческого образа с колоколами не связанный, но полный перезвонов самого рояля, птичьего гомона, цветения природы и тонко спланированных технических эффектов. Разве не причина порадоваться? Корндорфа нет в живых уже семь лет, но музыка его остается на сцене и способна производить глубокое впечатление в неожиданном лабораторном контексте.

Современные русские композиторы: Николай Корндорф
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков