Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Берлинский порядок

В Москве выступил один из самых удивительных и качественных оркестров мира

Ведомости / Вторник 12 октября 1999
В Большом зале консерватории состоялся единственный концерт прославленного Берлинского филармонического оркестра под управлением итальянского дирижера Клаудио Аббадо, отмечающего в эти дни десятилетие своего пребывания на этом посту. И хотя с начала филармонического сезона в Москве прошло меньше месяца, пятничный концерт стал его кульминацией.
Вряд ли найдется коллектив или дирижер, способные в длительном концертном марафоне составить конкуренцию «вольной оркестровой республике» (так называл оркестр один из предшественников Аббадо — Вильгельм Фуртвенглер).
Берлинский оркестр, постоянно оспаривающий звание лучшего оркестра в мире в неустанной борьбе с аналогичным оркестром из Вены, — коллектив уникальный. Его музыканты сами выбирают для себя руководителя. Так, через два месяца после смерти Караяна оркестр проголосовал за Аббадо, а минувшим летом за нового главного дирижера с 2002 г. — сэра Саймона Рэттла (Аббадо объявил оркестрантам о своем уходе по истечении контракта). На репетициях и концертах музыканты Берлинского филармонического занимают места за пультами по своему усмотрению — где кто хочет. Порой к любимым дирижерам они, как школьники, бегут занимать места «на первой парте».
Аббадо всегда принадлежал к числу их любимцев (впервые он выступил с оркестром еще 30 лет назад). Правда, берлинцы напряглись, узнав, что их главный уходит на пенсию: они привыкли, что дирижеры уходят от них прямо в могилу, а не на покой. Но Аббадо был понят: в 2002 г. дирижеру исполнится 70 лет, и он не хочет, как многие другие дирижеры, продолжать музыкальный конвейер выступлений и записей «с потерей качества». Но то, что оставшиеся до конца этого «счастливого брака» три года не станут для Аббадо просто «сроком отсидки» в Берлине, стало понятно уже с самого начала московского концерта.
Выступление Берлинского филармонического оркестра под управлением Аббадо трудно не признать идеальным. Во всяком случае, такого сбалансированного оркестрового звучания, инструментальных соло и слияния с дирижером в Москве не слышали уже давно, практически с последних гастролей берлинцев и Аббадо, прошедших в 1991 г. Явление Аббадо совсем не походило на «пленительный уход». Дирижер выбрал для гастролей Четвертую симфонию Бетховена, бесконфликтную и изящную, затерявшуюся среди двух «монструозов» Третьей и Пятой, но не ставшую от этого менее прекрасной. К тому же симфония прозвучала в Москве с умопомрачительной отделкой оркестровых деталей. Кроме нее играли Девятую симфонию Дворжака, мощную и роскошную, написанную в Америке и названную композитором «Из Нового Света». В знаменитом финале симфонии Аббадо не стал сгущать и без того плотное драматическое звучание, а вновь покорил зал разработкой мелких деталей и ясным сбалансированным звуком.
Москва получила концерт берлинцев практически «на халяву» — он стал частью мирового турне в честь «50-летия демократии в Германии». После Москвы оркестр выступит в столицах других стран антигитлеровской коалиции.
За это консервативной московской публике пришлось вынести 30-минутное сочинение современного немецкого композитора Вольфганга Рима, написанное специально для этого турне. Симфоническая поэма «На двойной глубине» написана Римом на текст голландского гея и коммуниста Маринуса ван дер Луббе, обвиненного в поджоге Рейхстага, казненного и закопанного в могилу «двойной глубины».
В тюрьме голландец написал пространное стихотворение «О красоте», которое было опубликовано в начале 1999 г. в числе прочих архивных материалов. Средняя по своим музыкальным качествам, поэма Рима местами откровенно скучна, местами привлекает мастеровитостью и профессионализмом.
Невыразительное пение Стеллы Доуфексис (сопрано) и Анны Ларсон (меццо-сопрано) еще больше подпортило впечатление от этого «заказного» сочинения. Впрочем, Аббадо и оркестр сыграли его, как и положено, — с честью и достоинством. Даже с этим скучным элементом концерта можно было смириться. Когда еще к нам заедет оркестр такого уровня, да и Клаудио Аббадо москвичам вряд ли удастся теперь услышать живьем. Последнее турне с берлинцами Аббадо собирается завершить в родной Италии.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков