Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Русская хандра

Русская премьера «Семи смертных грехов» Курта Вайля

Ведомости / Понедельник 25 октября 1999
В Большом зале Московской консерватории открыл свой абонементный сезон Большой симфонический оркестр (БСО) им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Выйдя три года назад из-под контроля Московской филармонии, оркестр воссоздал дореволюционную практику дешевых абонементов (до 100 руб. за семь концертов). Поначалу общедоступный абонемент поддержало правительство Москвы, нынче же оркестру приходится самому выходить из положения.
Но БСО — один из самых удачливых оркестров в нынешнем музыкальном ландшафте. Он не тратит время на скандалы и «разборки» (как светлановский ГСО), не собирается менять худрука (как РНО). А благодаря удачному подбору спонсора — «ЛУКОЙЛа» (чьи рекламные ролики оркестр теперь озвучивает) имеет возможность приглашать хороших музыкантов из-за рубежа и ездить в большие гастрольные туры. Это дает оркестрантам возможность подзаработать и в конечном счете влияет на общее состояние БСО.
Регулярные зарубежные гастроли оркестра обусловлены и положением главного дирижера — Владимира Федосеева, два года назад возглавившего Венский симфонический оркестр. Второй по значению оркестр Австрии, Венский симфонический ныне на хорошем счету в Европе. Федосеев, работая на два фронта (кроме оркестров он еще дирижирует операми в Цюрихе), имеет возможность повторять наиболее интересные венские программы в Москве. В декабре, например, в Москве прозвучит раритетная «Торжественная месса» Бетховена, с которой Федосеев будет встречать новое тысячелетие в венском Konzerthaus.
Так случилось и на открытии сезона. С успехом исполнив за границей музыку балета «Семь смертных грехов» Курта Вайля, Федосеев решил разучить это культовое произведение музыки ХХ в. и со своим московским коллективом. Тем более что это маленькое кабареточное шоу на тексты Бертольда Брехта в Москве никогда не звучало. Долгие поиски исполнительницы главной партии, которая была написана для жены Вайля, великой дивы берлинских кабаре Лотте Ленья (премьера «балета с пением» состоялась в Париже в 1933 г. в труппе начинающего Баланчина), заставляли Федосеева обратиться к российским поп-звездам. Но Лада Дэнс и Лайма Вайкуле, узнав, что дирижер хочет точного исполнения всех нот, отказались. Академические певицы явно не дотягивали до кабаре по темпераменту и артистизму. После годичных поисков Федосеев все же остановился на молодой солистке Большого театра меццо-сопрано Ирине Долженко. Для Федосеева — поклонника академического исполнения — ноты оказались важнее.
Долженко уже спела в Большом Адальджизу в «Норме» Беллини и Амнерис в «Аиде» Верди, у нее есть несколько контрактов с провинциальными зарубежными театрами.
Вокальная партия для нее труда не представляла, но вот по артистическим данным она так и не дотянула до кабареточного эталона.
Вместо немецкой меланхолии на сцене царила русская хандра, скатывающаяся на ложный пафос или ненужную страстность. Эротический подтекст (какое же кабаре без него!)остался за скобками. Сколько Долженко ни куталась в страусовое боа или ни воздевала руки к небу, дивы из нее не получалось.
Правда, стоит отметить, что московской премьере сильно помешали пение в микрофон (техника Большого зала консерватории всегда только портит звук) и по-русски (достаточно было русского перевода, напечатанного полностью в программке). Вместе с оригинальным текстом Брехта исчезла языковая магия, которая могла бы помочь в воссоздании атмосферы кабаре. Совсем неприятные впечатления оставил мужской квартет (который поет партию семьи): вайлевская пародия на григорианские хоралы умерла вместе с плохими голосами. К чести Федосеева, оркестр играл великолепно, но, видимо, московскую премьеру «Смертных грехов» стоило отложить и подождать, когда в Москву сможет заехать западная примадонна.
Вайля играли на сладкое. Открывала же концерт самая трагическая из симфоний Шостаковича — Восьмая. Суровый колорит и отсутствие явно выраженной полярности добра и зла возвышают Восьмую симфонию над всем известной Седьмой, которую оркестр и Федосеев исполнили пару лет назад в Москве с феерическим блеском. На этот раз исполнение гигантской симфонии тоже поражало удивительной дисциплинированностью струнных, чья работа достойна лучших оркестров. Но в дирижерской концепции многим зрителям не хватило раскаленных эмоций, без чего исполнение выглядело излишне академично. А постоянные ошибки в соло духовых инструментов просто сводили на нет хорошие впечатления.
Знаменитая токката третьей части была духовиками просто загублена.
До конца сезона БСО собирается порадовать и другими раритетами: Тройным концертом Бетховена, произведениями Эрнста фон Донаньи. Федосеев самостоятельно аранжировал сюиту из прокофьевского балета «Золушка». А в январе, после многолетнего перерыва, прозвучит «Патетическая оратория» Георгия Свиридова.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков