Театральная критикаЖестокий романсВ Рахманиновском зале консерватории прошел концерт баритона Марио Хоффа и пианиста Томаса Леандера, исполнивших вокальный цикл «Зимний путь» Франца Шуберта. Зал сиротливо зиял пустующими креслами. В этом сезоне вокальные циклы в концертны...Ведомости / Пятница 26 ноября 1999 В Рахманиновском зале консерватории прошел концерт баритона Марио Хоффа и пианиста Томаса Леандера, исполнивших вокальный цикл «Зимний путь» Франца Шуберта. Зал сиротливо зиял пустующими креслами. В этом сезоне вокальные циклы в концертных залах Москвы еще не звучали, и, казалось бы, выступление гастролеров из Германии должно было собрать публику. Но, как выясняется, в последнее время самым элитарным, то есть не пользующимся спросом у широкого зрителя, филармоническим жанром в Москве является не аутентичное исполнение старинной музыки и не творчество альтернативных композиторов, а именно камерная вокальная музыка. Жанр вокального вечера под рояль, где вокальные циклы или разрозненные романсы сведены вместе не просто так, а по драматургическому или тональному плану, просто исчез из города. Если какие романсы сейчас еще поют, то только «Темно-вишневую шаль» да «Калитку». Исполнять же вокальные циклы Бетховена, Шуберта, Малера, даже Чайковского с Рахманиновым труд неблагодарный. Рынок диктует спрос на шлягерные оперные арии и крупную ораториальную форму. И даже филармония, пропуская по 10 концертов в сезон с «Реквиемом» Моцарта или Первым фортепианным концертом Чайковского, давно поставила крест на камерных вокальных вечерах. С исполнителями немецких или французских романсов нам иногда будут помогать западные культурные институты, а полноценных вечеров русских романсов остается подождать до очередного юбилея. В 2000 г. исполняется 160 лет со дня рождения Чайковского. Десять лет назад только ленивый московский вокалист не спел «Средь шумного бала». Правда, за эти десять лет публика, похоже, просто отучилась ходить на вокальные концерты, если в них не поют хабанер с сегидильями. |