Театральная критикаПионеры и бизнесменыБорис Покровский «впал в детство» под музыку Сергея ПрокофьеваВедомости / Пятница 10 декабря 1999 В Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского прошла премьера спектакля «Сергей Прокофьев детям». Не каждый день спектакли для детей ставят мэтры оперной режиссуры, а тут сам Покровский решил показать ассорти из детских «безделушек» Прокофьева.Прокофьев был западником, педантом и пижоном. Можно представить, как бы он был шокирован, если бы узнал, что умрет в один день со Сталиным. В угоду власти Прокофьев периодически писал музыку на самые советские слова. Музыка получалась великолепной, но ее чуть было не выбросили на свалку с обвинениями в конформизме. В последние годы началось возрождение интереса к советскому периоду творчества Прокофьева. Минувшим летом в Мариинском театре поставили оперу «Семен Котко» по повести В. Катаева «Я сын трудового народа». В феврале Андрей Михалков-Кончаловский поставит там же «Войну и мир». Спектакль Бориса Покровского начинается с прокофьевских хитов. «Петя и волк» сказка-путеводитель по духовой группе симфонического оркестра. Несмотря на присутствие в этой оркестровой сюите с чтецом пионера Пети, ею не брезговал дирижировать и Караян, а в роли чтеца в разные годы выступали такие звезды поп-музыки и кино, как Стинг, Дэвид Боуи, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Роберто Бениньи. Роли животных отданы у Покровского детской группе театра, а оркестр под управлением Владимира Агронского учит зрителей отличать кларнет от гобоя. Затем молодая солистка Татьяна Ветрова поет чудеснейшего «Гадкого утенка», а юный артист крутит ручку барабана с живыми картинками из жизни андерсеновского героя. Момент истины для Покровского наступает, когда на сцену поднимается пожилая супружеская чета. Вуалетка, авоська, папка с нотами все выдает музыкальную интеллигенцию. Дети пытаются объяснить им реалии современной жизни: «Мерседесы», компьютеры, отмывание денег. Старички хоть и пугаются, но предлагают детям из хора спеть вместе фрагмент из прокофьевской оратории «На страже мира» про то, что «нам не нужна война». После этого звучат песни на слова советских поэтов (среди них знаменитая «Болтунья» Барто уникальная вокальная миниатюра, с которой молодежь театра явно не справляется). И хотя в этом спектакле не все вчерашние реалии удается встроить в день нынешний (сегодня трудно представить детей, гоняющих в футбол с помощью консервной банки, да и слова «пионер» и «староста» в зале не всем понятны), чувствуется, что ключевыми словами для Покровского стали строки из песни «Растет страна» на слова Афиногенова: «Еще мы будем счастливы, хоть и висок седой!» Поэтому, так ничего и не поняв в современной жизни, старички ковыляют со сцены. Становится грустно, некоторые пожилые зрительницы даже прикладывают платочки к глазам. Но тут молодая поросль, та самая, что произносила недетскими голосами: «Мы бедные. Пока», просит их приходить еще. В последние годы Покровский ставит редко, ссылаясь на состояние здоровья и отсутствие интереса к «заказухе» (его театр живет за счет зарубежных гастролей и ставит новые спектакли по желанию своих европейских импресарио). Все последние постановки режиссера («Таис» Массне в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, «Коронация Поппеи» Монтеверди в своем Камерном) вызывали шквал критики, обвинявшей 85-летнего режиссера в немощи и творческом бессилии. Но в новом спектакле Покровский использует музыку Прокофьева «советского периода», и эта родная для режиссера стихия возвращает ему уверенность в собственных силах. Несомненная удача нового спектакля указывает правильное направление Камерному музыкальному, который всегда делал ставку на произведения современных композиторов, а в последнее время погряз в заказном, шлягерном. Кроме того, именно в Камерном музыкальном шел в течение 20 лет лучший детский спектакль «Давайте создадим оперу» Бриттена, на котором выросло несколько поколений московских меломанов. А сейчас в Москве приличного музыкального спектакля для детей днем с огнем не сыщешь. |