Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ни войны, ни мира

«Война и мир» как будто создана для дипломатических встреч. Многочасовой эпос о борьбе русского народа за независимость любого иностранца заставит возжелать мира с Россией. Как всегда, Прокофьев, писавший оперу в годы войны, совместил вел...

Ведомости / Вторник 14 марта 2000
«Война и мир» как будто создана для дипломатических встреч. Многочасовой эпос о борьбе русского народа за независимость любого иностранца заставит возжелать мира с Россией. Как всегда, Прокофьев, писавший оперу в годы войны, совместил великолепную музыку с историческим моментом. А нынешние мечты о «сильной власти» делают ее еще более актуальной. Опера больше чем наполовину состоит из воплощающих державное мышление и патриотический пафос хоров.
Когда 10 лет назад Валерий Гергиев осуществил полный вариант «Войны и мира» вместе с лондонским Ковент-Гарденом, власть не заметила этого жеста молодого дирижера. Тогда эстетические принципы Гергиеву диктовали зарубежные партнеры. Спектакль Грэма Вика был воплощением европейской театральности и говорил современным языком. Теперь худруку Мариинки нет нужды прислушиваться к чьим-либо голосам, он сам приглашает для работы над оперой Прокофьева «нашего человека в Голливуде» — Андрея Михалкова-Кончаловского, и вместе они ставят спектакль, далекий от театральной современности. Совместная постановка с Метрополитеноперой (Нью-Йорк) получилась угловатым конгломератом бондарчуковской многолюдности и голливудской мелодраматичности. И здесь не спасает даже сценограф-авангардист Георгий Цыпин, работающий постоянно с американским «хулиганом» Питером Селларсом. В питерском спектакле Цыпину делать нечего — его белоснежный задник с яркой подсветкой и колонны из фольги чудовищно смотрятся рядом с роскошными историческими костюмами из модного шелка шанжан. А гигантский петух красного цвета в сцене пожара Москвы выглядит бутафорией детского утренника.
Сказать, что Кончаловский мало что поставил в этом спектакле, — значит ничего не сказать. Сцены «мира», поставленные на вертящемся круге, отдают актерской беспомощностью. Если в романе Толстого вы пропускали «войну», то в спектакле Кончаловского хочется выкинуть весь «мир». В военных баталиях есть хоть какое-то движение. Хотя их мизансцены выглядят так: 50 статистов слева бегут направо и столько же — в обратном направлении. Голливудского размаха режиссеру хватило лишь на натуралистическое дефиле инвалидов, сумасшедших, голых девиц и живого карлика. Когда умирающий Болконский пускается в последний вальс с Наташей, падает и поднимается, жалеешь, что новую постановку нельзя выпустить в американский кинопрокат.
Видимо, испугавшись за американцев, которые будут скоро смотреть этот спектакль, Валерий Гергиев купировал две сцены и много другой музыки. В результате из оперы, которая обычно идет больше четырех часов, получился дайджест, укороченный на треть. Одну из исчезнувших сцен — совет в Филях с лучшей арией Кутузова — особенно жалко. Без нее Кутузов в исполнении Геннадия Беззубенкова получился похожим на фельдмаршала из «Гусарской баллады» в исполнении Игоря Ильинского. Впрочем, Гергиев свою работу выполнил с полной отдачей. Прилетев накануне ночью из Нью-Йорка, он меньше чем за сутки собрал в кулак музыкальную махину. (Правда, сразу после премьеры вернулся в Америку и два следующих спектакля проведет его ассистент.) Но оркестровые роскошества поддержал только великолепный хор. Многочисленные солисты не блистали. Публике не могла не понравиться молодая и изящная Анна Нетребко в роли Наташи Ростовой. Но режиссер ее «кинул», а собственного театрального опыта у Нетребко оказалось маловато для столь харизматической роли. На сцене царила изящная субретка, непрерывно менявшая наряды. В сцене смерти Андрея ее и заметно не было.
Несмотря на это, Валерий Гергиев вновь празднует победу. Еще никогда первые лица государств не приезжали в Петербург именно на премьеру. Такого политического бомонда в Мариинке не видели даже на выступлениях Пласидо Доминго. Но театр Гергиева как был, так и остается российской фабрикой грез, где даже средние спектакли благодаря умелой раскрутке воспринимаются как эпохальные явления.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков