Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Невский самородок

«Золото Рейна» в Мариинке

Ведомости / Пятница 26 мая 2000
За неделю до начала ежегодного фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинском театре прошла премьера одноактной оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна». Тем самым положено начало самому амбициозному проекту эпохи Гергиева — постановке вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга».
«Кольцо нибелунга» — грандиозное оперное произведение, растянутое на три вечера и одно «предвечерье» — «Золото Рейна». Рядом с другими его частями (в каждой — от четырех часов чистой музыки) «Золото Рейна» выглядит милой безделушкой. Идет всего 2,5 часа, в нем нет развернутых — типично вагнеровских — сцен и дуэтов,,в которых герои сгорают в пламени страсти, а при этом на сцене ровным счетом ничего не происходит. «Золото Рейна» — шедевр вагнеровской динамики, здесь все время кто-нибудь во что-нибудь превращается, а действие мгновенно переносится со дна Рейна, где русалки охраняют символ власти и богатства, на вершины гор, где похожие на людей боги творят мир из небытия.
Из варварской смеси древнегерманских верований и воспаленной вагнеровской фантазии рождается главный оперный миф, который подавляет слушателей своим размахом и богатством музыки.
Для худрука Мариинки Валерия Гергиева постановка «Кольца» — дело чести. Уже давно канула в Лету прерогатива Байрейтского фестиваля, созданного Вагнером специально для представления «Кольца».
И теперь каждый приличный театр в мире, как умеет, создает собственную версию тетралогии. Благодаря удивительному сплаву способностей Гергиева-дирижера и Гергиеваменеджера его театр и так не обойден вниманием западных импресарио. Но постановка «Кольца», безусловно, поможет Мариинке утвердиться в элитарном клубе оперных театров высшей пробы. Поэтому, приучив несчастных и не приспособленных к Вагнеру русских певцов к особому стилю композитора на других его операх («Парсифаль», «Летучий голландец», «Лоэнгрин»), Гергиев отважно бросился в пучину «Кольца».
Для оркестра суровым испытанием стало лишь легендарное вступление, требующее слаженности и виртуозности. Дальше все сложности партитуры были с легкостью преодолены. Гергиевский Вагнер звучит современно и динамично. После многолетней практики смакования и растягивания кульминаций, принятой в эпоху Караяна, последние годы лучшие дирижеры играют Вагнера напористо, в быстром темпе. Гергиев из их числа. Музыка Вагнера вообще подходит для его взрывного темперамента, и за вечер Гергиев «намыл» в рейнских потоках немало «золотых самородков». Ровная по возможностям труппа Мариинки очень подошла для оперы, в которой 14 почти равноценных персонажей. И если бы не Константин Плужников (бог огня Логе), потешно декламирующий текст вместо пения, то можно было сказать, что Мариинка выдержала этот вагнеровский экзамен.
В гергиевском «заплыве» участвовали немецкие постановщики.
Режиссер Иоханнес Шааф (он уже поставил осенью в Питере «Дон Жуана») и сценограф Готфрид Пильц. Представители старшего поколения, они уже давно списаны на периферию европейских театров. Но для первой за многие десятилетия постановки «Кольца» в России была очень важна настоящая немецкая атмосфера. Тем более что технический уровень Мариинки по сравнению с многими театрами мира остается низким и здесь мифологические чудеса должны воспроизводиться при помощи минимального количества машинерии. Спектакль Шаафа Пильца выглядит скучно. Хотя справедливости ради стоит отметить, что именно так выглядит большинство постановок тетралогии в Европе. На сцене — нордические скалы и вращающийся круг.
Протагонисты одеты в современные костюмы. Пантеон богов напоминает саммит «большой восьмерки», верховная богиня Фрикка беспокоится об изменах мужа, точно Хиллари Клинтон, а великаны Фазольт и Фафнер одеты как андеграундная молодежь — платформы, стеганые плащи, черные очки. Сложная вагнеровская философия, которую в приличных театрах принято вытаскивать на свет божий хотя бы на уровне символов, в спектакле Шаафа представлена парящим над сценой гигантским оком. Правда, спектакль не мешает певцам петь — и, главное, Шаафу удалось научить русских петь немецкий текст осмысленно.
Многие годы театральный уровень Мариинки представлял некий компромисс между желанием быть «как все» и слабым представлением о настоящей западной опере. «Золото Рейна» — крепкий европейский спектакль, который действительно не стыдно вывезти на экспорт. А постановочная команда уже работает над следующими частями тетралогии. В 2001 г. свет увидят «Валькирия» и «Зигфрид», а еще через год — «Гибель богов».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков