Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Много званых

Гастролирующие дирижеры — беда русских оркестров

Ведомости / Вторник 30 мая 2000
Всю минувшую неделю Российский национальный оркестр (РНО) и Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского (БСО) закрывали свои концертные сезоны в Москве. За дирижерскими пультами стояли приглашенные дирижеры — американец Джордж Клив и наш бывший соотечественник Рудольф Баршай. Оказалось, что проблема качественного взаимодействия гастролерами остается важной даже для лучших московских оркестров.
И РНО под руководством Владимира Спивакова, и возглавляемый Владимиром Федосеевым БСО среди отечественных оркестров давно заняли лидирующие позиции. Оба оркестра нашли свою нишу в западной гастрольной жизни, дома — престижных спонсоров (БСО — «ЛУКОЙЛ», список инвесторов РНО занимает несколько страниц). В Москве оркестры имеют собственные абонементы, организованные без участия монополиста в этой области — Московской филармонии. При этом РНО ориентируется на публику побогаче (стоимость его абонементов — до 3000 руб.), БСО организует альтруистские общедоступные концерты (за цикл берут всего 150 руб.).
Спивакова и Федосеева, загруженных западными контрактами, в Москве встретишь не всегда. И их место за пультом занимают русские дирижеры. Особым шиком оркестровой жизни в последние годы стало приглашение зарубежных маэстро. Но обычная для Запада практика, когда за сезон через один оркестр проходит с десяток разных дирижеров, в Москве сильно буксует. Западные дирижеры, привыкшие к суровой оркестровой дисциплине, репетируют программу концерта не больше двух дней. За редким исключением результат выглядит пристойно. Наши оркестры привыкли репетировать долго и основательно. Может, поэтому приличнее всего они выглядят под руководством своих главных дирижеров. Процесс настолько очевиден, что с началом сотрудничества в этом сезоне РНО и Владимира Спивакова оркестр очень скоро стал ручным. Чего нельзя было сказать про приглашенного Спиваковым американца Джорджа Клива, исполнившего с РНО программу из сочинений Брамса.
Клив не имеет собственного оркестра и кочует по многим мировым площадкам. Из всех немецких романтиков Брамс самый кислый для наших музыкантов, его музыку у нас играть просто не умеют.
Для Клива, заработавшего репутацию суперпрофессионала многолетним ассистентством у мэтров Джорджа Селла и Леонарда Бернстайна, Брамс не представляет сложности. Но зато он так и не смог найти контакта с оркестрантами.
Концерт для скрипки и виолончели с оркестром вывез на себе Спиваков-солист, но исполнение Первой симфонии потеряло всякий смысл.
Многие дирижеры жалуются на отсутствие человеческого контакта с музыкантами РНО, которые ведут себя как снобы и тщательно дозируют свои силы. Предпочтение отдается тем, с кем еще придется выступать на «хлебном» Западе.
Если музыканты РНО считают себя «белой костью», то федосеевцы, кажется, еще не пришли в себя от своих же оглушительных успехов. Привыкнув за десятилетия сотрудничества со своим шефом к долгой неторопливой работе, они пасуют перед напором того же Валерия Гергиева, который репетировал с ними в мае всего два часа непосредственно перед юбилейным концертом Андрея Эшпая. Появление за пультом БСО Рудольфа Баршая, дирижировавшего «Высокой мессой» Баха в рамках немецкого проекта «Год памяти Баха», произвело еще более гнетущее впечатление. И для дирижера, и для оркестра месса оказалась высоковата.
Испытывая дискомфорт с гастролерами, БСО решил в будущем сезоне сделать ставку целиком на своего главного дирижера. Самыми громкими концертами из программы общедоступного абонемента (симфонии Бетховена и Малера, «Патетическая оратория» Свиридова) будет дирижировать Владимир Федосеев. РНО вновь обещает приезд лучших западных дирижеров, среди которых стоит отметить американца Майкла Тильсона Томаса.
В Москве он исполнит программу из произведений Стравинского, за запись которой с собственным оркестром из Сан-Франциско только что получил премию Grammy.
Но будет ли его дебют с РНО достоин хотя бы похвалы — вызывает большие сомнения.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков