Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ашкенази платит за победу

В Москве закончился Скрябинский конкурс пианистов

Ведомости / Вторник 04 июля 2000
В Москве без лишней шумихи прошел II Международный конкурс пианистов им.
А. Н. Скрябина. Первый конкурс состоялся еще пять лет назад в Нижнем Новгороде.
И его организаторы (Союз музыкальных деятелей Ирины Архиповой и Скрябинское общество) испытывали большие сложности в проведении второго состязания имени великого композитора. Оказалось, что без поддержки нашего бывшего соотечественника, известного пианиста и дирижера Владимира Ашкенази (он дал $10 000 на первую премию) и патриарха советской музыки Тихона Хренникова (он был председателем оргкомитета и обивал пороги Министерства культуры) конкурс вряд ли мог состояться.
Иерархия международных музыкальных конкурсов выстраивалась десятилетиями. Поэтому организовать новое состязание молодых музыкантов так, чтобы оно было действительно похоже на международный конкурс, а не на слет юных российских талантов, совсем непросто. Впрочем, и московские меломаны, толпами валящие на прослушивания конкурса им. Чайковского, на этот раз отдали предпочтение дачам и Еврокубку по футболу. Конкурс проходил в Малом зале консерватории, и только третий тур и закрытие состоялись в Большом, и то не целиком заполненном. Трудности в организации Скрябинского конкурса не позволили провозгласить сроки проведения следующего. Для международных конкурсов очень важны размеры премий, а никто не дает гарантий, что Ашкенази и в следующий раз окажется столь же щедрым.
Скрябинский конкурс организован по самым демократическим принципам, и вечных скандалов конкурса им. Чайковского ему удалось избежать. Члены жюри давали подписку, что обязуются не иметь среди конкурсантов своих учеников. Количество иностранных участников жюри в два раза превосходило количество отечественных педагогов, что сразу снимало все вопросы о победе петербуржца Петра Лаула (среди шести лауреатов конкурса — четверо наших). Конкурс — мероприятие спортивное, и предсказуемые (хоть и справедливые) решения музыкальных арбитров лишают его интриги и снижают интерес публики.
Торжественное закрытие прошло в домашней обстановке.
Ни Ашкенази, ни представители власти не приехали поздравить победителей. Поэтому Хренникову пришлось играть роль свадебного генерала. Помимо первой премии были вручены еще две — $5000 и $3000, а еще три всего по $500.
К счастью, деньжат подбросило и Американское скрябинское общество, учредившее специальный приз в размере $25 000 за исполнение обязательной Пятой сонаты (его получил москвич Сергей Соболев). Точно на пионерском сборе, победителям вручали бюстики Скрябина, продуктовые наборы и книжки. Потом все шесть лауреатов продемонстрировали свои достижения.
Музыка Скрябина занимает особое положение в музыкальном репертуаре. Многие считали композитора надушенным барином, который деньги брал в руки, предварительно надев перчатки, и никогда не ел пирожных, упавших с тарелки на скатерть. Говорили, что мытье головы превращалось в доме Скрябина в целое событие. Но только ему удалось создать удивительный конгломерат салонной будуарности в духе Шопена и дьявольского разгула чувственности в духе Вагнера. Путаная философская система Скрябина, на которую оказывали влияние произведения Шопенгауэра и Ницше, Трубецкого и Блаватской, нашла выход в стремлении к чистому и преображающему действительность искусству. Исполнять такую музыку удается немногим. И уж точно: Скрябин — не композитор для начинающих. Но к лауреатам конкурса это не относится.
Конечно, все они оказались разными. Карен Корниенко (6-я премия) делает Скрябина больше похожим на его главного творческого противника — Рахманинова. Больше всего вкуса к этой музыке проявил эстонец Тане Йоаметс (5-я премия). Но ему не хватило технических данных, а профессорское жюри такого не прощает. Удивительный сплав техники и стиля представил японец Джун Накао (2-я премия), обучающийся в Гамбурге у русского профессора Королева. Но по его конкурсной судьбе ударило главное правило состязания: в каждом туре подсчет баллов начинается с нуля, а финальное исполнение Фортепианного концерта Скрябина не оставило шансов соперникам Петра Лаула. Ему и было доверено исполнить единственный концерт композитора на закрытии. Где двадцатитрехлетний петербургский пианист еще раз доказал свое право на победу.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков