Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Скандальное лето

Открылись главные музыкальные фестивали Европы

Ведомости / Пятница 04 августа 2000
Фестивальное лето в Европе достигло своей кульминации: открылись фестивали в Зальцбурге и в Байрейте. Оба они переживают не лучшие времена, но и в этом году собираются порадовать своих завсегдатаев интересными программами.
Фестиваль в Зальцбурге отмечает в этом году свое 80-летие. В течение нескольких последних месяцев Зальцбург сотрясали скандалы, каких фестиваль ранее не знал. После прихода к власти в Австрии Партии свободы и одиозного Йорга Хайдера, на фестиваль обрушилась целая волна неприятностей. Почти сразу объявил о своей отставке на год раньше срока интендант фестиваля француз Жерар Мортье, который все годы своего правления насаждал в Зальцбурге интернациональный репертуар и приглашал лучших режиссеров и музыкантов изо всех стран. Следующий зальцбургский худрук заступит на пост только в октябре 2001 г., а значит, на целый год фестиваль останется без руководителя. И хотя уже говорят, что Мортье одумался и решил доработать до конца контракта, многие американские спонсоры отказались финансировать фестиваль. Как следствие под вопросом оказались несколько оперных постановок фестиваля 2001 г., среди которых совместный проект с Мариинским театром «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — и это, конечно, удар по престижу Валерия Гергиева. От участия в двух постановках отказался великий дирижер Клаудио Аббадо, который в свое время уже испытал на себе австрийский культурный экстремизм (он был главным дирижером венской «Штаатсопер»). После нескольких рокировок главным хитом Зальцбургского фестиваля — моцартовским «Дон Жуаном» — в этом году впервые в истории будет дирижировать российский дирижер — тот же Валерий Гергиев. Премьера «Дон Жуана» в постановке всемирно известного итальянца Луки Ронкони в прошлом году провалилась с треском. Так что замена дирижера и певцов (вместо Дмитрия Хворостовского в главной партии на этот раз занят итальянец Феруччо Фурланетто) может пойти только на пользу. В связи с оттоком демократично настроенных завсегдатаев в этом году билеты (до $280) можно купить свободно практически на любой спектакль. Единственный распроданный — «Так поступают все женщины» Моцарта в постановке скандалиста-шестидесятника Ханса Нойенфельза. Не много энтузиазма вызывает у публики новая постановка «Троянцев» Берлиоза. Пятичасовой оперный эпос, даже в постановке немецкого эстета Херберта Вернике, высидеть очень сложно. Гергиев со своим питерским оркестром и солистами Мариинки преподносит местной публике концертное исполнение «Пиковой дамы» Чайковского (в партии Германна — Пласидо Доминго) и «Легенды о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Немецкому alter ego Римского-Корсакова — Рихарду Вагнеру — в этом году в Зальцбурге не везет. На фоне моцартовских постановок и доброй сотни отличных симфонических концертов публика с прохладцей отнеслась к идее показать здесь вагнеровских «Тристана и Изольду». Немецкая публика привыкла слушать Вагнера в Байрейте.
Заштатный городишко, затерявшийся среди зеленых холмов на севере Баварии, Байрейт в конце лета заполняют люди с горящими глазами. Маленький зал, спроектированный самим Вагнером, не в состоянии вместить всех фанатов-вагнерианцев, и многие едут сюда с заготовленными табличками: «Ищу билет». Но прорваться в клан зрителей здесь непросто — посещение Байрейта для европейского бомонда вещь обязательная. Длинными часовыми антрактами счастливчики в смокингах прогуливаются вокруг «Фестшпильхауза» с шелковыми подушками под мышкой. Эти подушки — средство спасения от неудобных кресел, придуманных композитором специально, чтобы публика не расслаблялась на спектаклях. В этом году желающих попасть в Байрейт еще больше. Причина — премьера очередной версии тетралогии «Кольцо нибелунга». Прошлая постановка, впервые показанная шесть лет назад, успеха не имела. И в этом году вагнерианцы возлагают большие надежды на известного немецкого режиссера Юргена Флимма и итальянского дирижера Джузеппе Синополи. Все же последнее «Кольцо» ХХ в. Но и в Байрейте накануне фестиваля прогремел большой скандал. Руководство попыталось определить кандидатуру нового художественного руководителя. Нынешний — внук композитора Вольфганг Вагнер — правит уже почти полвека и успел осуществить много рутинных постановок. В пику ему вагнерианцы все чаще вспоминают его брата Виланда, рано умершего талантливого режиссера. И теперь дочь Виланда, Нике Вагнер, отчаянно пытается добиться места худрука. Независимые критики, впрочем, считают, что фестивалю необходим худрук со стороны. Но клан Вагнеров не хочет выпускать фестиваль из своих рук. Вольфганг Вагнер прочит на это место свою дочь Эву Вагнер-Паскье или вторую жену Гудрун. Но его эксцентричная племянница тоже не сдается и не устает шокировать Европу своими заявлениями. Она предлагает, к примеру, во искупление антисемитских взглядов прадеда исполнять в Байрейте музыку Мейербера и Мендельсона или, чтобы расширить аудиторию, проводить спектакли на открытом воздухе. Пока выбор нового худрука не состоялся — окончательное решение будет принято осенью.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков