Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Доминго в камышах

Новая постановка тетралогии Вагнера на фестивале в Байрейте

Ведомости / Четверг 14 сентября 2000
Вагнеровские торжества в Байрейте (Северная Бавария) сохраняют репутацию самого кастового музыкального фестиваля в мире. Счастливые обладатели билетов продолжают мести окрестности Фестшпильхауза вечерними туалетами и поражать толпы зевак величиной бриллиантов. Раз в шесть лет в Байрейте происходит особенно важное событие — новая постановка колоссальной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», над которой работают два года подряд. В этом году чести поставить главное произведение Рихарда Вагнера был удостоен немецкий режиссер Юрген Флимм. А в исполнении одной из опер цикла — «Валькирии» — принял участие Пласидо Доминго.
Приглашение Юргена Флимма в Байрейт было многими воспринято неоднозначно: поколение немецких режиссеров-шестидесятников давно списано с театральных счетов. Но постановкой четырех спектаклей Флимм доказал, что его еще рано отправлять на пенсию. В качестве девиза своей постановки он выбрал слова русского анархиста Бакунина, с которым Вагнер был дружен во время Дрезденского восстания 1849 г.: «Я хочу уничтожить всякие иллюзии». Иллюзорную вагнеровскую галактику, населенную злобными карликами и тупыми великанами, склочными богами и сладкоголосыми русалками, Флимм превращает в современную историю. Бесконечно длинную историю погибающего от коррупции мира. Мира влиятельных политических фигур и убийственных поколенческих конфликтов. А главное — это мир, в котором нет любви.
Боги в его интерпретации строят не замок Валгаллу, а гигантскую корпорацию. Русалки больше напоминают девушек легкого поведения, а воинственные валькирии просто взяты с улиц немецких городов, где часто можно встретить тусовку молодых людей в милитаризованной одежде и с чудовищными гривами на головах. Все эти приметы включены в партитуру спектакля деликатно и с большим вкусом и, как следствие, не вызывают особого гнева даже у консервативных вагнерианцев.
Главный помощник Флимма — художник Эрих Вондер — создал сложные механизированные декорации, в которые причудливым образом вплетаются интерьеры современного офиса (с колонками чистой воды, ноутбуками и уничтожителями бумаг) или лирические дачные домики с камышовыми зарослями, больше подошедшие бы к постановкам Чехова или Стриндберга. Декорации всех четырех спектаклей перемешаны, и отдельные элементы встречаются в разных частях тетралогии, наводя зрителя на мысль о едином спектакле в четырех актах.
Впервые за всю послевоенную байрейтскую историю постановку «Кольца» поручили итальянскому дирижеру Джузеппе Синополи. Каждое его появление на публике разделяло зал на две части. Одни радовались его современному, динамичному и быстрому подходу к колоссальной партитуре. Особо рьяные вагнерианцы вспоминали предыдущую постановку, которой дирижировал Джеймс Ливайн. Последний затягивал все медленные места, а быстрые «притормаживал». И фанаты — с горящими глазами, способные несколько часов подряд шептать ходульные тексты вагнеровских либретто, — не могли простить Синополи его южного темперамента и награждали дирижера смачным криками негодования: «Бу!» К сожалению, байрейтская монополия на лучших вагнеровских певцов давно стала достоянием истории. И более чем четырехчасовые оперы с плохими исполнителями превращаются в страшную муку. Именно так получилось в этом году с главными действующими лицами тетралогии — Зигфридом (Вольфгангом Шмидтом) и Брунгильдой (Габриэлой Шнаут). Для поклонников чистого вокала цикл закончился на середине — «Валькирии» (после этого оставалось только с любопытством наблюдать за сценической частью). В «Валькирии» в роли брата Зигмунда и сестры Зиглинды, совершивших инцест, выступили Пласидо Доминго и Вальтрауд Майер. Именно отсутствие настоящих вагнеровских теноров позволило выдающемуся тенору в конце своей карьеры освоить непростой репертуар. Пока это самые легкие партии в операх Вагнера. Но постепенно Доминго подбирается и к более тяжелым: недавно он записал дуэт из «Тристана и Изольды». Конечно, сама природа голоса великого тенора совсем не подходит для опер Вагнера. Если бы сам композитор, с презрением относившийся к «итальянщине», мог слышать его пение в «гнезде вагнерианства», он бы умер снова. Но первое же появление Доминго из зарослей сухих камышей привлекало внимание зала: всю оперу он пел честно, на износ и почти без огрехов. На его фоне все другие тенора в Байрейте кажутся фальшивящими студентами. Еще больший успех ожидал Вальтрауд Майер, которую в этом году со скандалом делили Байрейтский и Зальцбургский фестивали. До последнего момента ее участие в спектакле было под вопросом, и, когда она вышла на финальный поклон, публика устроила ей еще большую овацию, чем Доминго. Многие годы Майер пела репертуар меццо-сопрано, но несколько лет назад она освоила несколько вагнеровских партий. И оказалась их уникальной исполнительницей. Многие байрейтские завсегдатаи, которые помнят еще довоенных звезд, с удовольствием говорят о Майер как о единственной и неповторимой Зиглинде.
Это «Кольцо» ХХ в., по-видимому, станет последней постановкой эпохи худрука фестиваля, внука композитора — Вольфганга Вагнера. В следующем году, когда отметят 50-летие возобновления фестиваля после войны, он собирается передать руководство следующему поколению семьи. Спектакль Юргена Флимма и Эриха Вондера вполне тянет на приличное наследство.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков