Театральная критикаСезон юбилеевБСО им. Чайковского накануне 70-летияВедомости / Четверг 28 сентября 2000 В Большом зале Московской консерватории открыл новый концертный сезон один из самых заметных российских оркестров Большой симфонический им. Чайковского. Вместе со своим главным дирижером Владимиром Федосеевым БСО четыре года назад избавился от ига Московской филармонии и с помощью собственного спонсора «ЛУКОЙЛа» все это время самостоятельно проводит Общедоступный абонемент. В этом сезоне он посвящен музыке Бетховена и Малера. Организованный 70 лет назад как радиооркестр, БСО за свою историю знал немало взлетов и падений. Но в настоящее время он явно находится в прекрасной форме и на жизнь практически не жалуется. Европейская известность главного дирижера Владимира Федосеева, возглавляющего еще и Венский симфонический оркестр, принесла БСО многочисленные зарубежные контракты, и теперь музыканты могут зарабатывать себе на жизнь. Организация работы оркестра теперь тоже выгодно отличается от состояния других московских коллективов, а накануне сезона открылась персональная страница Владимира Федосеева в Интернете (www.fedoseyev.com), которая станет и страницей БСО. Несмотря на благополучие, «Чайковский-симфони» не утратил желания работать: каждую программу здесь по старинке оттачивают месяцами, что не может не восхищать западную публику, привыкшую к выпуску программ с трех репетиций. Почувствовав свою силу, оркестр берется в юбилейном сезоне за исполнение нескольких симфоний Густава Малера, которые сейчас исполняют все кому не лень. В Москве качественное звучание симфоний одного из самых трудных для исполнения композиторов слышали лишь тогда, когда ими дирижировал Евгений Светланов. Но, выбрав для открытия сезона Пятую симфонию композитора, БСО и его главный дирижер доказали свое право на лидерство в этой области. Правда, в первом отделении прозвучал знаменитый Пятый фортепианный концерт Бетховена, в котором солировала швейцарская пианистка болгарского происхождения Галина Врачева. Главной приманкой ее выступления были импровизации сольных каденций концерта. Импровизация как важный элемент музыкального исполнительства прошлого века ныне напрочь отвергнута. И те, кто пытается возвратить этот жанр, должны обладать определенной наглостью и безупречным техническим аппаратом. С первым у Врачевой оказалось все нормально (хотя импровизировала она маловато), а вот с техникой оказалась полная беда. Поэтому любопытство публики быстро сменилось разочарованием. Все огрехи бетховенского концерта с лихвой окупились исполнением малеровской симфонии. Каждая из пяти частей колоссальной симфонии была не только прекрасно сыграна, но и удивляла невиданной для русского дирижера точностью стилистического попадания. В концепции Федосеева не было ни русского надрыва и кликушества, ни немецкой жесткости, а только лишь настоящий венский стиль. Сотрудничество дирижера с двумя такими разными оркестрами в Москве и Вене приносит удивительные плоды, от которых публика только выигрывает. У Владимира Федосеева впереди сразу два юбилея. На сцене венского Konzerthaus вместе с австрийским оркестром он отметит 100 лет его существования. В декабре вместе с БСО даст два праздничных концерта, в одном из которых прозвучит легендарная и незаслуженно забытая «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. А до конца сезона оркестр обещает исполнить свои версии Первой, Четвертой и Девятой симфоний Малера. |