Театральная критикаШепот и крикиКатя Ричарелли поддержала быт Италии в МосквеВедомости / Среда 01 ноября 2000 В столичном Концертном зале им. П. И. Чайковского прошел сольный концерт звезды итальянской оперы Кати Риччарелли. После ее триумфальных гастролей 1986 г. и выпуска фирмой «Мелодия» оперных записей с ее участием для отечественных меломанов Риччарелли ассоциировалась с самим понятием бельканто. Несколько лет назад она дала концерт в Кремле и разочаровала даже самых ярых своих поклонников. Нынешний приезд Риччарелли подтвердил, что говорить о мировой оперной звезде теперь стоит только в прошедшем времени. Появление Риччарелли в Москве в самом плохом по акустическим свойствам зале и во внеурочное для публики время (концерт начался в 21. 00) вызывало удивление. Но все разъяснилось уже на концерте: Риччарелли приехала не для выступлений перед русской публикой, а в качестве культурной поддержки открывшейся в Москве выставки «Быт Италии». Поэтому пришли ее послушать в основном представители Торгово-промышленной палаты Милана и Ассоциации итальянских меховщиков. Поддерживать легендарную певицу в московском концерте был призван оркестр Московской филармонии под руководством Владимира Симкина. Когда итальянцы услышали разухабистые тутти, в которых музыкантам никак не удавалось совпадать, и жалкие потуги медных духовых, они стали с ухмылкой переглядываться. Музыкальная Италия в последние годы очень тяжело переживает тот факт, что среди звезд мировой оперы все меньше становится представителей страны бельканто. Смело можно назвать лишь одну Чечилию Бартоли, но до России в ближайшие 50 лет она вряд ли доедет. Поэтому Катя Риччарелли, которая уже давно вышла на пенсию и возглавляет оперные сезоны провинции Лечче, для итальянцев что священная статуя. Так же как и для русских любителей оперы, для которых весь оперный мир многие годы определялся пластинками «Мелодии». На самом деле Риччарелли никогда не принадлежала к числу абсолютных примадонн, среди которых, как правило, не бывает певиц с легкими небольшими голосами. Риччарелли была рождена петь «голубых» героинь. Не зря Франко Дзеффирелли выбрал ее для исполнения роли Дездемоны в своем фильме «Отелло» с Доминго в главной роли. Лучшие ее работы в операх Россини и Беллини, но певица рвалась к драматическим высотам Верди и Пуччини. Вначале Клаудио Аббадо пригласил ее спеть «Аиду», потом великий Караян, который любил экспериментировать с голосами, предложил спеть «Турандот». Отказать Караяну никто не мог. Последствия для голоса Риччарелли оказались самыми тяжелыми. Великие итальянки вроде Магды Оливейро еще в 80 лет могли петь в полный голос. Риччарелли в свои 54 года превратилась в «мастера художественного шепота». В музыкальной Вене любят рассказывать такой анекдот. Великая исполнительница партии Саломеи Мария Йерица в 70 лет рискнула вставить в программу своего концерта арию с головой Иоанна Крестителя. На последней ноте с галерки раздался дикий возглас: «Убейте эту женщину!», который в точности соответствовал реплике Ирода. Но Москва не Вена. Поэтому немногочисленная русская публика вежливо аплодировала, а старающиеся поддержать реноме оперной сверхдержавы итальянцы даже кричали «браво». |