Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

С миру по Шнитке

Российская премьера оперы «Джезуальдо»

Ведомости / Понедельник 27 ноября 2000
После смерти Альфреда Шнитке стало традицией исполнять российские премьеры сочинений композитора в день его рождения, 24 октября. Последние годы жизни Шнитке, несмотря на то что он уже негласно был признан главным авангардным композитором страны, писал в основном для западных оркестров и театров. И теперь эти опусы с трудом собираются по европейским издательствам, чтобы исполняться и в России. В этом году ко дню рождения классика в Москве прошла российская премьера его оперы «Джезуальдо», поставленной в 1995 г. в Вене.
Как и прошлогодний фестиваль музыки Шнитке, нынешняя премьера собиралась силами разных организаций. Посольство Германии доставало ноты, за которые после смерти композитора надо платить немалые деньги. Немецкий культурный центр им. Гете делал плакат-афишу. Никто из организаторов не ожидал наплыва публики, поэтому на деньги Московской филармонии было отпечатано всего 350 программок с полным текстом либретто оперы. Но регулярное исполнение произведений Шнитке делает свое дело: публики в Большом зале консерватории на этот раз было достаточно много. «Джезуальдо» — уникальное для Шнитке произведение. После камерного фарса «Жизнь с идиотом» по Ерофееву это единственная его большая опера. Правда, почти одновременно с венской премьерой «Джезуальдо» в Гамбурге была поставлена «История доктора Иоганна Фауста», но фактически Шнитке дописал свою раннюю кантату с таким же названием. В основу оперы, созданной по заказу венской Staatsoper, положены реальные события из жизни князя Венозы и прославленного композитора позднего Возрождения Карло Джезуальдо, друга Торквато Тассо и создателя классического жанра многоголосного мадригала. Еще большую известность Карло Джезуальдо принесло убиение собственной жены (уличенной в адюльтере) и сына. Либретто 32 сцен написано венским драматургом Рихардом Блетшахером, а в Москве исполнялось в русском переводе Алексея Парина. Только обрамляющие оперу пролог и эпилог написаны a capella в духе мадригалов Джезуальдо, других стилизаций в опере нет, хотя при желании найдется немало параллелей с болезненным экспрессионизмом «Воццека» Берга, мрачной атмосферой «Синей Бороды» Бартока (Карло Джезуальдо сгубил позже и еще одну свою жену) и фатальностью любовных сцен «Франчески да Римини» Рахманинова. В этом мрачном триллере задействован большой оркестр, играющий в основном в камерном режиме, певцы же поют главным образом под аккомпанемент клавесина и колоколов. Чрезмерное увлечение колокольным звоном, особенно во втором действии оперы, в полной мере отражает композиторскую растерянность, свойственную Шнитке в последние годы. Но в целом опера относится к лучшим сочинениям композитора последних лет. В сценах убийств (особенно в финале, где крик младенца передает леденящий душу монотонный свисток) музыка достигает сильнейшего театрального эффекта. К сожалению, если исполнение Симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского было на уровне столь статусного события, то привлеченные дирижером певцы явно не справились с непростой певческой и актерской задачами. Шнитке, как это свойственно неоперным композиторам, написал сверхсложные, изнуряющие вокальные партии. Понятно, что и в Вене, и в Москве трудно было добиться участия звезд, которые сторонятся подобной музыки. Но приглашение на главные партии солистов московских театров и филармонии, которые поют, как правило, «Кушать подано», себя не оправдало. Не случайно самыми заметными были исполнители мелких партий брата и сестры Джезуальдо — Сергей Аксенов и Екатерина Кичигина. Олег Шагоцкий из «Новой оперы» просто не потянул партию Джезуальдо, написанную явно для другого типа голоса — более драматического и плотного по звучанию.
Венская премьера «Джезуальдо», которой дирижировал Мстислав Ростропович, прошла без особого успеха. Спектакль, поставленный итальянским режиссером Карло Леви, по вполне понятным причинам уже исчез из репертуара театра. Но для России, в которой за последние годы не было написано ни одной значительной оперы, этот опус Шнитке играет важную роль. Появление оперы в репертуаре наших театров позволило бы сохранить «Джезуальдо» от забвения, ведь и для режиссеров здесь есть над чем поработать. Присутствие на премьере главного большетеатровского мечтателя — Геннадия Рождественского — вселяет надежду, что после заявленного балета «Пер Гюнт» Шнитке Большой театр обратит внимание и на главную оперу композитора.

Современные русские композиторы: Альфред Шнитке
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков